«Алтарь» — одна из множества инсталляций в парке Никола-Ленивец. С его подачи деревенька в Калужской области и прилегающие 650 гектаров земли стали пристанищем художников и экспериментаторов. По концепции арт-парка каждый объект вписывается в природный ландшафт, дополняет и трансформирует его под влиянием личности творцов. В сочетании природы и человеческой руки родился и «Алтарь».
Внешне инсталляция — раскидистое дерево, увешанное кистями, баночками с краской, карандашами. Прилагается инструкция с порядком несложных действий: повесить что-то, чем ты пользовался для создания искусства, загадать желание, уехать, ждать исполнения. Изящная в простоте задумка, дружелюбная к посетителю-актору: понятно, что делать и зачем.
Зимин по всем канонам делает двойственный перфоманс. С одной стороны, он доступен для созерцания. С другой, каждый может стать активным участником действа и приобщиться к творчеству. Алтарь постоянно меняется, вбирая в себя все больше и больше творческих порывов.
Само по себе вешание предметов на объекты имеет старинные корни и представлено в культуре разнообразно: от языческих верований пруссов, которые просили хоронить себя в воздухе, чтобы боги нашли их и отвели в вышний мир — до замочков любви на мостах. Это отсылка к архаике. Исследователь сценографии В. И. Березкин пишет про древние ритуалы, где люди использовали в качестве подручного материала, декораций природные объекты: ветки, цветы, камни. Человек воспринимал весь мир как пространство игры, а окружение — как реквизит. Любому предмету можно найти применение, если придать ему смысл: при этом внешняя форма, как в любой игре, условна. Катящийся по горе круг становится солнцем, а маска шамана — отдельным персонажем, столь же живым и устрашающим, как реальное существо. В приобщении к природе и ее использовании проявляется креативность, идущая далеко за рамки современного «креативного мышления», свойственная нам априори. Неудивительно, что Зимин выбирает архаичную форму игры, «повесь предмет на дерево», чтобы подчеркнуть творческий импульс в каждом посетителе.
Ритуальность закрадывается в названии «Алтарь». Действительно, что, как не природный объект, скрашенный людскими надеждами, может выступать в роли древнего алтаря? Известно, что первым изображением Афродиты, прекрасной богини любви, был обыкновенный камень: сверхчувственное переживание не могло быть антропоморфным. Возникает вопрос: в случае работы Зимина, какая сила отвечает за исполнение желаний? Что лежит в основе мольбы и просьбы? Ответ логичный для творца — искусство.
В стихотворении «Молитва художника» Зимин, сам того не зная, наметил смысл будущей инсталляции. «Не хочу ни богатства, ни славы, лишь творить до скочания лет» — утверждает автор. Пушкинский пророк считал божьим даром слово, художник Зимина почитает за него все, что сгодится для творчества: кисточки, мольберты, и прочий инструментарий.
Важная деталь: для Зимина процесс оказывается важнее результата. Как прямо пишет Алексей на своем сайте, он работает «по кайфу». Написанная картина в раме, так же как напечатанный текст, отснятый и смонтированный фильм или вылепленная скульптура на пьедестале не годятся для аффирмаций. Это застывшие во времени итоги, слепки первоначального импульса и внешних обстоятельств работы. Суть жизни может составлять только само творчество, но не его результат. Процесс динамичен — это постоянный поток генеративной энергии, который меняется вместе с творцом и тянется с ним во времени.
Примечательно, что Зимин акцентирует внимание на материальной стороне процесса: на инструментах, которыми пользуется художник. Автор словно говорит, как любят повторять дизайнерские студии: «Идея в голове, это, конечно, замечательно, но реализуется она только в физическом воплощении». Наделяя кисти и карандаши особым смыслом, Зимин примиряет буйство фантазии в духовном внутреннем мире и материальное. Он словно заставляет зрителей вспомнить, сколько сил и физического труда они вкладывают в воплощение идей. Неважно, каков их финал, довольны ли им. Старания должны окупиться — и окупятся, если все сделать по инструкции, через реализацию заветного и желанного.
Использование материалов сайта возможно только в случае упоминания www.kp40.ru или других изданий, чьи материалы размещены в ПДФ-архиве, как первоисточника информации.
В случае использования материалов на других сайтах обязательна активная гиперссылка на эти материалы, либо на главную страницу www.kp40.ru
Реклама в изданиях ООО "Агентство "Комсомольская правда - Калуга" и на сайте
Портал Калуги и области www.kp40.ru зарегистрирован как СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 11 августа 2014 г. Регистрационный номер: Эл №ФС77-58967
Учредитель: ООО «Агентство «Комсомольская правда – Калуга»
Главный редактор: Ивкин В.П.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.
Координаты для связи:
Адрес редакции: 248000, г. Калуга, ул. Космонавта Комарова, 36. Телефон/факс: +7(4842)79-04-54
E-mail редакции: ev@kp.kaluga.ru, vi@kp.kaluga.ru
Отдел рекламы на сайте: sz@kp.kaluga.ru
Новости, размещенные в рубриках «Новости компаний» и "Новости партнеров" с тэгами «реклама», «городская дума», «законодательное собрание», «политика», «область», «Городской голова Калуги» публикуются на договорной, рекламно-информационной основе.