Когда-то дороги в нашем городе мостили деревянными досками или покрывали известняком. Камнем отделывали только проезжую часть.
Булыжные мостовые были для провинциального города роскошью. Квадратный метр такой дороги стоил 66 копеек — деньги по тем временам немалые. С другой стороны, деревянный настил быстро приходил в негодность: доски чернели, трескались и гнили, а от известняка пыль в городе стояла столбом.
В книге «Калуга и калужане: быт и нравы жителей губернского города конца XIX‑начала XX вв.» краевед Евгений Фридгельм приводит интересные факты.
В 1890 году калужский полицмейстер Трояновский объезжал город и пришёл в ужас от состояния дорог. Он тут же указал частным приставам:
«Я был глубоко возмущён отсутствием всякого надзора за нашим захолустьем… Все немощёные улицы: Зелёная, Хроповская, Аптекарская, Пятницкая, Солдатская и другие стали невозможны не только для пешехода, но и для извозчиков, да и для телег небезопасны. Они сплошь изрыты свиньями, которые бродят стадами, а коровы пасутся между ними, растаптывая грязь. Все помои и отбросы выливаются прямо на середину улицы безо всякого стеснения. Предписываю в самый кратчайший срок доставить мне списки всех домовладельцев, содержащих свиней, и предложить им немедленно все улицы заровнять и закатать катком в недельный срок. А если свиньи будут бродить по-прежнему — привлечь к законной ответственности».
Первой замостили камнем улицу Московскую, до этого она была покрыта известняком и прохожим приходилось долго очищать свою одежду от белой пыли.
До конца XVIII века калужские улицы погружались по вечерам во тьму. Освещать их начали только с 1778 года.
Сначала фонари были масляными и крепились сбоку столбов, потому что масло горело и капало. В итоге под столбами появлялись жирные лужи. К 1804 году таких светильников в городе насчитывалось около трёхсот. Несмотря на неудобство их использования, эти фонари продержались в нашем городе до середины XIX века. В 1856 году 250 из 400 калужских фонарей стали заправляться спирто-скипидарной жидкостью. А затем им на смену пришли керосиновые лампы.
Фонари зажигали дворники. За их работой строго следили. Поэтому каждый дворник старался, иначе он мог лишиться места.
В конце XIX века в Калуге появилось и электричество, правда, только в домах богатых калужан. А в 1912 году на центральной улице — Садовой (ныне — Кирова) — построили здание электростанции.
Эта статья была опубликована в №20 газеты «Калужский перекрёсток» от 13.05.2020.
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!
Использование материалов сайта возможно только в случае упоминания www.kp40.ru или других изданий, чьи материалы размещены в ПДФ-архиве, как первоисточника информации.
В случае использования материалов на других сайтах обязательна активная гиперссылка на эти материалы, либо на главную страницу www.kp40.ru
Реклама в изданиях ООО "Агентство "Комсомольская правда - Калуга" и на сайте
Портал Калуги и области www.kp40.ru зарегистрирован как СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 11 августа 2014 г. Регистрационный номер: Эл №ФС77-58967
Учредитель: ООО «Агентство «Комсомольская правда – Калуга»
Главный редактор: Ивкин В.П.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.
Координаты для связи:
Адрес редакции: 248000, г. Калуга, ул. Космонавта Комарова, 36. Телефон/факс: +7(4842)79-04-54
E-mail редакции: ev@kp.kaluga.ru, vi@kp.kaluga.ru
Отдел рекламы на сайте: sz@kp.kaluga.ru
Новости, размещенные в рубриках «Новости компаний» и "Новости партнеров" с тэгами «реклама», «городская дума», «законодательное собрание», «политика», «область», «Городской голова Калуги» публикуются на договорной, рекламно-информационной основе.