Ребятам с инвалидностью зачастую приходится переходить на домашнее обучение или учиться в коррекционных школах. Как переломить эту ситуацию, обсуждали на инклюзивном детско-родительском фестивале «Мы есть».
— Когда я узнала, что у сына расстройство аутистического спектра (РАС), у меня была паника, — рассказывает мама особенного ребёнка Ольга МАГДА. — Мне понадобилась помощь психолога. Я стеснялась, спрашивала: «За что мне всё это? Ведь в нашей семье никто не пьёт, не курит. Все с высшим образованием!» Если меня спрашивали о сыне, начинала рыдать. Сейчас могу сказать: «Да, мы не такие, да, мы — особенные!» Сын подойдёт ко мне и скажет: «Цветочек мой!» И я счастлива. Но нас не воспринимает общество. Дети с РАС могут бегать, шуметь, у некоторых самоагрессия. Когда мы едем в троллейбусе, сын может начать кричать, и все на нас тут же смотрят, кто-то ещё и скажет: «Заткнись!» Как-то мы стояли с сыном в очереди в магазине. Он захотел игрушку, которая у него уже есть. Естественно, не купила. Тогда он молча снёс все бутылки с пивом. В этом момент я услышала: «Смотри, какой дебил!» Из-за такого отношения особенных детей до сих пор прячут дома. Инклюзии нет как таковой. Большинство педагогов наших детей боятся. Ведь им может прийти в голову всё, что угодно.
Заложники системы
Число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в регионе год от года растёт. А центров и специалистов, которые умеют и готовы с ними работать, катастрофически не хватает.
— Все прекрасно понимают, что детишки, рождённые весом 500 граммов, не будут здоровы, — отмечает Елена ДЕМИДОВА, президент фонда «Волонтёры – детям». — В нашей области работает перинатальный центр, где выхаживают недоношенных детей с экстремально низкой массой тела. Пройдёт ещё 3–5 лет, и мы просто захлебнёмся от количества детей, которых вовремя не реабилитировали.
— Мы стараемся своих подопечных социализировать, стараемся разгрузить психологически. Многие не верят, что всё это возможно, что всё это бесплатно. Но уже не справляемся с потоком детей, которым нужна помощь, — отмечает руководитель некоммерческого Центра абилитации и социальной адаптации детей, подростков и молодых взрослых «Попутный ветер» Екатерина КАРАТАЕВА. — У нас очередь из маленьких детей в возрасте от двух лет и старше. А ведь чем раньше мы начнём с ними заниматься, тем лучше. Но взять их нам некуда. Родители приходят ко мне в кабинет и просто плачут: «Ну возьмите нас!»
— В Калужской области нужно открыть ресурсный центр по аутизму, — считает Елена Демидова.
— Мы смотрели, какая ситуация в соседних регионах. В Туле с аутизмом работает 52 учреждения, детские сады, все звенья укомплектованы. У нас же всего четыре учреждения — три государственных, одно некоммерческое. При этом нет ни одного учреждения образования, — говорит Екатерина Каратаева.
В итоге родители вынуждены искать альтернативную помощь. Нередко они становятся жертвами мошенников, которые обещают, что после платных занятий в их центре ребёнок станет абсолютно здоровым.
— Ментальные нарушения остаются с человеком на всю жизнь. Всё время надо с ним заниматься. А я часто вижу в соцсетях объявления: «Аутизм не приговор. Мы вылечим. Есть выход!» Сколько ещё родителей попадётся на мошеннические уловки? — возмущается Екатерина.
— До того, как сыну исполнилось четыре года, обращалась только к платным специалистам, — откровенно говорит Ольга Магда. — Верила в лучшее, что я исправлю эту ситуацию и всё будет хорошо. На все развивашки и врачей ушло около 350–400 тысяч рублей…
Затворники
По закону, дети с ОВЗ с сохранным интеллектом, получив заключения психолого-медико-педагогической комиссии, имеют право обучаться в обычной школе. Образовательное учреждение обязано для такого ребёнка создать все условия. Но на деле ребят с особенностями развития всяческими правдами и неправдами стараются перевести на домашнее обучение.
— В школах нет должного сопровождения, нет тьютора. Ребёнок всё понимает, прекрасно считает, он может формулировать предложения, пересказывать. Но ему нужны дополнительные разгрузочные пятиминутки, индивидуальный подход. У нас два ребёнка в этом году пошли в первый класс. У одного из них возникли страхи, в итоге он залезает под стол, ему надо расслабиться, отдохнуть. А никто этого не понимает, родителям говорят: «Забирайте своего ребёнка!» При этом мальчик учится на четыре и пять.
— У нас был неудачный опыт взаимодействия с Управлением образования, — рассказала доцент кафедры социальной и организационной психологии КГУ Инга ПОДОЛЬСКАЯ. — Мы пытались подготовить интегрированные классы, создать центр альтернативной коммуникации в Калуге. Мы нашли школу, директор и учитель согласились. Но все наши ожидания и надежды лопнули.
Инга Александровна рассказала, что в обычном классе с обычными детьми должны были учиться четверо детей с особенностями развития. Уроки физкультуры, музыки и труда планировали проводить вместе, а математику и другие сложные дисциплины — отдельно с учителем-дефектологом.
— Мы не просили многого: небольшое помещение для отдельных занятий и ставку для учителя-дефектолога. Но в итоге помещение и ставку не дали. А родителям мы уже пообещали. Трое из них не поверили, что это возможно, и 1 сентября пошли в школу «Гармония». Лишь одна мама привела девочку с синдромом Дауна. Поместили этого ребёнка в обычный класс. Учитель искренне хотела ей помочь. В течение двух месяцев ребёнок просидел на задней парте, изрисовывая прописи. Ужасно было стыдно перед мамой. Ей прошлось забрать дочь. Реализация таких проектов будет возможна, только если мы все объединимся, — уверена Инга Подольская.
— У меня часто спрашивают: «Если такой ребёнок пойдёт в обычный класс, ему педагог будет уделять больше времени. А как же остальные дети?» Мы должны создавать среду, поддерживать тьюторов.
Пока на всю Калугу только один тьютор. Поэтому шансы у особенного ребёнка попасть в обычный детский сад или школу невелики.
В завершение родители решили написать коллективное письмо Уполномоченному по правам ребёнка в Калужской области с просьбой помочь решить эту проблему.
— Инклюзия — это воздух, которым должен дышать каждый ребёнок, каждый подросток, каждый взрослый, независимо от того, есть у него особенности или нет, — сказала руководитель благотворительных программ фонда «Волонтёры–детям» Юлия ТЕНЕРГОЛЬЦ.
Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!
Использование материалов сайта возможно только в случае упоминания www.kp40.ru или других изданий, чьи материалы размещены в ПДФ-архиве, как первоисточника информации.
В случае использования материалов на других сайтах обязательна активная гиперссылка на эти материалы, либо на главную страницу www.kp40.ru
Реклама в изданиях ООО "Агентство "Комсомольская правда - Калуга" и на сайте
Портал Калуги и области www.kp40.ru зарегистрирован как СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 11 августа 2014 г. Регистрационный номер: Эл №ФС77-58967
Учредитель: ООО «Агентство «Комсомольская правда – Калуга»
Главный редактор: Ивкин В.П.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.
Координаты для связи:
Адрес редакции: 248000, г. Калуга, ул. Космонавта Комарова, 36. Телефон/факс: +7(4842)79-04-54
E-mail редакции: ev@kp.kaluga.ru, vi@kp.kaluga.ru
Отдел рекламы на сайте: sz@kp.kaluga.ru
Новости, размещенные в рубриках «Новости компаний» и "Новости партнеров" с тэгами «реклама», «городская дума», «законодательное собрание», «политика», «область», «Городской голова Калуги» публикуются на договорной, рекламно-информационной основе.