РУССКО-СОВЕТСКИЙ ЧЕЛОВЕК НА РАНДЕВУ

Владимир Карпов
Опубликовано: 05.01.2015 14:03 0 1004
РУССКО-СОВЕТСКИЙ  ЧЕЛОВЕК  НА  РАНДЕВУ

«Гупешка» В.Сигарева - на калужской сцене. Примеряем сюртук Достоевского.

Честно признаюсь, я не поклонник Василия Сигарева. Однако трудно не признать, что современный драматург примерил на себя скромный, в следах табачного пепла, сюртук Федора Достоевского. Имеется в виду повесть «Кроткая»  - чем не ориентир? Похожая схема: требующий безоговорочного растворения муж и затюканная жена – подробная презентация запущенной и мучительной болезни. Только все мельче и грубее, чем у Достоевского. И это, поверьте, не упрек Сигареву. Просто все, похоже, измельчало.

Помните такое выражение: «русский советский» (-ое, -ая)? Так вот, спектакль, который поставили в Калужском драмтеатре дипломники ГИТИСа - режиссер Виктория Печерникова - и школы-студии МХАТ -   художник Софья Злобина – он о свидании особого, советского типа человека с самим собой.

Back in USSR

Продуманный Софьей Злобиной до мельчайших деталей интерьерчик крохотной советской панельки с уродливой, но такой уютной (а у кого она до сих пор не стоит в наших панельках?) древесно-стружечной мебелью, с «чугуневыми» батареями в развешанных по ним носках, со стандартными чашками-фужерчиками и неизменным советским винил-плеером «Аккорд». Вот тот фон, на котором разворачивается наши драмы – от лирико-комедийных («Ирония судьбы») до лирико-трагедийных («Гупешка»).

В таких-то до боли знакомых «хоромах» зритель проводит в формате малой сцены, глаза в глаза, мучительно-сострадательных два часа с тремя героями. Интригующе непонятно, как оказался в этом доме весь из себя домашний, положительный Паша (Игорь Постнов). Он явно старается, как-то развлечь жену, в отсутствие мужа: вот и приоделся поприличнее (один галстук чего стоит – как у персонажей Юрия Стоянова!), и бутылочку легонького винца захватил. Он любезен и обходителен, он не может не нравиться дамам среднего возраста своей приятной полнотой и чарующим баритональным тенором.  Однако и его ангельское терпение дает сбои: периодически он срывается в прихожую и начинает лихорадочно обуваться. В чем дело?

Актеры победили в схватке с ролями!

Дело в ней. В хозяйке дома Тамаре (Ирина Якубенко). Затравленный взгляд блеклых глазок, вытянутое бледненькое личико, кривая улыбочка, судорожно-путаная речь, суетливые движения. В довершение всего – наряд бомжихи. В ее горячечных речах – целая жизнь, состоящая из личной глупости, робости, жестоких ударов судьбы, садиста-мужа, который для нее, убогонькой, – высшее существо. И как результат – горячее сочувствие героине и восхищение актрисой. Эта роль – очередная личная победа артистки. (Послушайте, где-то же она отмечает крестиками «подстреленных» ею зрителей, и один из них – я!) Однако! Игорь Постнов играет мужчину, который внезапно и искренне увлекается малознакомой женщиной, открывает в ней все больше достоинств, готов бороться за ее свободу и счастье. И делает все это Постнов страстно и убедительно. Повисает извечный вопрос: что он в ней нашел? В трактовке Виктории Печерниковой героиня вряд ли способна увлечь мужчину. Расчет на то, что калужский зритель знает Ирину Якубенко  не только как талантище, но и как раскрасавицу? А если не знает? И, по большому счету, знать не обязан? И вот смотришь спектакль и ждешь, когда из этой куколки вылупится яркая бабочка. Но этого не происходит -что может и неплохо, поскольку реалистично и не попсово. Но тем более вопрос остается.

Муж Леня, как и положено существу высшему , появляется, с громом и молниями, из…платяного шкафа, вполне убедительно угрожая собеседникам «сделать ваву» (выражение должно стать крылатым!). Сергей Вихрев просто купается в роли мелкого негодяя, торжествующего безнаказанного хама. И как раз тут-то все мотивировано: живет он со своей нелепой Томой, потому  как извращенец, которому необходимо ежеминутно вытирать ноги о ближнего, ощущая власть. В красной рубахе, под цвет красного быдловатого лица – этот Мефистофель местного розлива внушает неподдельное отвращение. Один из зрителей признался в желании съездить этому персонажу по морде, что само по себе, признание прекрасной актерской работы. Поберегитесь, Сергей Витальевич!

Экзаменационная комиссия зрителей довольна

Очень важным для любого спектакля или фильма становится музыкальный и звуковой ряд.  В «Гупешке» все сделано просто славно: старенький телик удачно включается в нужный момент, чтобы мы лицезрели  и слушали, как утекают незначительные ельцины и жириновские, ротару и доны алонсо, санты-барбары и кто там еще. А реальная жизнь, к сожалению, остается достоевской, а может, русско-советской. А впрочем: «Неча на зеркало пенять…» - и далее по тексту!

Да, а дипломникам ГИТИСа и МХАТа – наше «зачтено»!

Владимир Карпов
Опубликовано: 05.01.2015 14:03 0 1004
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев