Каждый город имеет свою защитную семантику, которая выражается в особых ритуалах — крестных ходах. Но главное — в строительстве храмов, посвященных покровителям местности.
Своеобразие Калуги, впервые упомянутой в письменных источниках в XIV веке, заключается в расположении каменных храмов, посвященных Божией Матери. Они содержат целую взаимосвязанную структуру, несущую сакральный смысл, идеи и образы. Их предназначение — небесная защита древнего города на Оке.
Святая гораИностранные купцы и путешественники восхищались красотой нашего благословенного города: «Мы любовались Калугой», «Мало таких городов в Московском государстве».
В 1654 году Павел Алеппский, сопровождавший антиохийского патриарха Макария по дороге из Калуги в Москву, записал: «Что касается города, то он весьма велик, расположен на краю горы. В нем более 30 благолепных, прекрасных церквей. Их колокольни легкие и изящные, приподняты, как минареты. Этот город очень многолюден, красив и открыт…»
В 1700 году инок одного из московских монастырей по пути в Иерусалим оставил такую запись: «Град Калуга стоит на Оке реке на левой стороне, на горе, высоко, красавито. Церквей в нем каменных 11, жильем зело пространен, люди зело доброхотны; приволен зело хлебом, овощем и лесом всяким; рядов также много, торговых людей и зело проходцы в чужие земли с купеческим товаром: в Сибирь, Китай, Немецкие земли и Царьград».
В середине XIX века красотой города восторгался Николай Гоголь. Писатель нередко переправлялся на правый берег Оки и с холма села Ромоданово пристально вглядывался в величественную Калугу с десятками церковных колоколен… «Точно Константинополь!» — отмечал Гоголь.
Топкое местоДействительно, место для города наши предки выбрали весьма удачно. Расположен он на высоком холме слева от реки по течению в сторону восхода Солнца и движения Земли. Ока играла большую роль в жизни города как символ движения жизни. Город на реке — это древнейшая формула поселения. Вокруг него были овраги, а с севера — непроходимые леса.
В древности название города писалось как «Колуга» (древнерусское слово «калыга» имеет значение «ограда» или «холуга» — место, огороженное тыном).
Наиболее вероятным краеведам кажется мнение русского ученого-языковеда Владимира Даля, который объясняет слово «Калуга» как «топь, болото, сырое место». И добавляет: «От значения «болото» родилось и само название города Калуги».
Огненная змеяВесьма распространено мнение, что название «Калуга» произошло от слов «кол около луга» (бывшая пойма речки Яченки). Согласно старинному преданию, давным-давно на холме у нынешнего Государственного музея истории космонавтики как раз находилось одно из древнейших языческих капищ. На этом месте жрецы-волхвы поклонялись небесному камню — метеориту, упавшему в незапамятные времена в районе нынешнего парка Циолковского. Удивительно, но здесь до сих пор сохранилась невероятная положительная энергетика.
У наших предков — древних славян — существовал культ Солнца, которое называлось ими «огненное колесо». Старинное слово «коло» означало еще и «круг». Метеориты, падающие звезды и молнии нередко назывались ими змеями (ужа, ожечь, жгу). «Колоуже» — «огненной змее» — и поклонялись наши древние предки в языческом капище над Яченкой. Кто знает, возможно, этот небесный камень-оберег и послужил основой для названия будущего города на Оке.
Рядом с языческим капищем существовало укрепленное поселение — Семеоново городище с насыпными валами. Это древнейшее поселение города в северо-восточной части — типичное городище-убежище. Согласно археологическим раскопкам, именно здесь прятались племена вятичей из Калужского бора во время многочисленных набегов врагов.
Вятичи жили на лесном селище, которое, как правило, опахивалось. У курганов-могильников в Калужском бору возводились небольшие рвы. Главный смысл этого заключался в изоляции жизненного пространства людей от внешней природы, злых и враждебных сил. Эта защитная функция поселения, а затем города существовала с древнейших времен.
В семи верстах от города находится небольшая речка Калужка. Некоторые историки считают, что именно здесь первоначально располагалась Калуга. Можно с уверенностью считать, что задолго до XIV века на месте Калуги находились вятические поселения. Так, археологи датируют селища в Калужском бору и Можайском овраге у Ромодановских Двориков еще VII веком н. э.!
Заступница КалугиС приходом на берега Оки православной веры главной защитницей стала Богородица. Эта ее роль сохранялась на протяжении столетий. Достаточно вспомнить, что еще Владимир Мономах в XII веке помимо крепостей строил богородичные храмы, служившие не менее надежным средством защиты от набегов врагов, чем земляные валы. Некогда Угра, еще являясь пограничной рекой между Московией и Литвой, именовалась нашими предками поясом Богородицы.
Культ Божией Матери был силен и в нашей Калуге. К концу XVII века при небольшой плотности городского населения было построено 27 церквей. Половина из них посвящена Богородице.
Главная святыня города — икона Калужской Божией Матери. Эта чудотворная икона явилась в 1748 году в селе Тиньково Калужского уезда. В 1760 году она была перенесена в специально отстроенный храм — Рождества Христова на Калужке (ныне Ждамирово). Согласно легенде, Богородица сказала: «Я буду ходатайствовать за город ваш и жителей его». В честь трех великих спасений Калуги: в 1771 году от моровой язвы, в 1812 году от нашествия Наполеона и в 1892 году от холеры — были установлены ежегодные крестные ходы с чудотворной иконой вокруг города.
Николаю Гоголю вид Калуги из-за Оки напоминал Константинополь.Увидеть и пощупать настоящий метеорит можно в планетарии Государственного
музея истории космонавтики в Калуге.