Корреспондент «Калужского перекрестка» узнал, что за объект возник на площадке у Музея истории космонавтики, и побеседовал с его создателем
архитектором Николаем ПОЛИССКИМ.
Большое необычное сооружение, которое в эти дни возводится на большой площадке у Музея истории космонавтики, привлекает к себе горожан. Кто-то с удовольствием фотографируется на его фоне, кто-то долго и непонимающе разглядывает. А дети уже вовсю играют возле него, несмотря на то, что еще идет работа.
Автор этого арт-объекта — архитектор Николай Полисский, идеолог крупнейшего европейского фестиваля лэнд-арта «Архстояние», уже несколько лет проводящегося в Николо-Ленивце, что в Дзержинском районе. И собирающего много зрителей. Среди них не только калужане, но и москвичи, и даже иностранцы.
Из Калуги – в ГаагуТеперь Полисский осваивает городскую территорию. Этот объект он назвал «Вселенская мысль». Можно предположить, что между «Вселенским разумом», появившимся в Николо-Ленивце в прошлом году, и этой «мыслью» существует некая связь.
— Возможно, — улыбается Николай Полисский. — В Калуге многое связано с космосом, и, наверное, поэтому появился именно такой объект. На его создание ушло два месяца. А концепция появилась после того, как нам показали площадку. Это уже творческая реакция на городские реалии, пример паблик-арта.
«Вселенская мысль» простоит в Калуге до 15 марта. В этот день в городе будет обсуждаться концепция Дома новой культуры. Предполагается, что арт-объект увидят вице-премьер Сурков и министр культуры Мединский.
— Потом мы увезем его в Николо-Ленивец, а в мае он поедет в Гаагу, — говорит о дальнейшей судьбе объекта Полисский. — Там будем ставить на аллее, тоже среагируем на пространство. В Гааге меня пригласили участвовать в выставке русской скульптуры. Там будет Зураб Церетели, ну и мы тоже. Предложений о выставках поступает много. Но это не самоцель.
Всю неделю работы по материализации «вселенской мысли» шли полным ходом. Появится «Бабур»—
А сколько же материала ушло на создание этой «мысли»?— Ушло кубов сорок дров. Мы их привезли на фуре. Это, спешу успокоить экологов, не деловая древесина. Никакой вырубки леса мы не ведем. Используем иногда покупной материал. А если что-то и вырубается — то в рамках статистической погрешности. Такого количества дерева, какое нам необходимо для работы, достаточно для обогрева всего лишь одного деревенского дома в зимний период.
—
А как, кстати, перенесли зиму арт-объекты в Николо-Ленивце?— Ничего, перезимовали. Мы обследование делали, лишь кое-где архитектура повреждена. Но это все исправимо.
—
Чем следующее «Архстояние» удивит?— Фестиваль будет. В начале июля мы откроем «Бабур». Так называют музей Помпиду в Париже. Красивейшее место, ироничное. И здание тоже необычное. Мы взяли один из самых известных элементов его оформления — раструбы труб — и попытались сделать из них нечто оригинальное.
—
Вице-премьер Сурков, который собирается побывать здесь, у Музея космонавтики, про вас в свое время целое эссе написал. Вы с ним знакомы?— Я с ним лично познакомился прошлым летом, когда он приезжал в Николо-Ленивец. Очень культурный, нормальный в общении человек.
Жизнь — вещь сложная и парадоксальная, и от того, что я с Сурковым познакомился, какого-то дискомфорта не испытываю. Я думаю, что какой-то ступор для меня может наступить тогда, когда что-то нехорошее предложат сделать. Но мне власть не предлагает делать какие-то заявления. Я не рок-музыкант, не имею большого влияния на широкие массы, и в этом смысле я защищен. Наверное, мне повезло.
«Всех художниками быть не заставишь»—
Вот вы упомянули паблик-арт — освоение искусством городских пространств. Как к этому явлению относитесь?— Во‑первых, никто не знает, что же это такое. В принципе, всегда в городах как-то оформляли пространство, и присутствовали какие-то элементы в парках. На эту тему надо думать, но ясно, что нельзя везде поставить одинаковые штуки. Тем более, чтобы они всем понравились.
Вот по Парижу иду — там мне не все нравится, в Барселоне — тоже. У меня был опыт с Пермью, где огромные ворота стоят. Народ ругается, типа — это на их деньги поставили. Но больше, наверное, оттого, что смысла не понимают. Искус-ство — вещь вообще бессмысленная, но без него мы начнем опять в обезьян превращаться.
—
У вас есть уникальный опыт сотрудничества с местным населением, вы создали целую артель…— Сейчас в ней деревенские ребята, но есть и те, кого родители в город выпихивают, а они при возможности стараются нам помочь.
Понятно, что жизнь тяжела. И всех художниками быть не заставишь. Я на этом и не настаиваю. В нашей деревне работать негде. Но вот сейчас люди начали строиться, и может, время придет, когда начнут приезжать, а не уезжать из нее.
Андрей ГУСЕВ. Фото: Игорь РУЛЕВ.
Опубликовано: 13.03.2013 09:14 5651