От падения до роста

Опубликовано: 08.02.2013 16:00 0 3028
Владимир Круглов, профессор кафедры финансов и кредита Института управления, бизнеса и технологий.

В наступившем году бизнес не ждет легкой жизни. Однако лучше знать, к чему готовиться.

Без прогнозного планирования просто невозможно построить стратегию дальнейшего развития — ни государства, ни любого бизнеса. Но сегодня наша страна лишена множества эффективных апробированных инструментов для разработки этого направления. К примеру, в существовавшем при СССР Институте Госплана были уникальные модели и методики долгосрочного планирования с временным горизонтом до сорока лет включительно. Составлялись межотраслевые балансы, опирающиеся в первую очередь на данные муниципальной статистики. Сегодня благодаря перестройке мы оказались всего этого лишены.

Зато все постиндустриальные страны работают именно по тем моделям прогнозных сценариев, которые утеряны Россией. В США долгосрочный горизонт планирования — порядка 45 лет. У нас же долгие годы после перестройки планирование не шло дальше года. Сейчас — в лучшем случае — 3 лет. Если же говорить о планах долгосрочного развития страны, таких как «Стратегия развития до 2020 года», то они в большей степени являются декларативными и носят, по сути дела, не экономический, а политический характер.

На уровне макроэкономики при существующей отчетности и инструментарии сделать достоверный долгосрочный экономический прогноз развития бизнеса попросту невозможно. Что остается? Во‑первых, исследование проблемы на уровне микроэкономики, где интуиция менеджера зачастую предвосхищает грядущие изменения. И, во‑вторых, сравнительный анализ прогнозов различных международных институтов.

По прогнозам минэкономразвития РФ на 2013 год и плановый период 2014–2015 годов, умеренно-оптимистичный вариант наиболее вероятен. Повысится конкурентоспособность российской экономики. Это проявится в усилении тенденции к замещению импорта отечественными товарами и улучшении инвестиционного климата при умеренном увеличении государственных расходов на развитие инфраструктуры, а также в росте заработной платы в бюджетном секторе. Рост ВВП в 2013–2015 годах прогнозируется на уровне 3,7–4,5%.

Тем не менее необходимо помнить, что Россия пока так и не стала страной инновационного развития. Наша экономика в значительной степени зависит от международных цен на сырье. В частности, на нефть. И с этой стороны интересно рассмотреть наихудший прогноз.

Негативный прогнозный вариант характеризуется ухудшением динамики мировой экономики. Ожидается снижение цены на нефть в 2013 году до 80 долларов за баррель, в 2014–2015 годах предполагается небольшой рост цены на нефть — на 1–2% в год. Учитывая большую зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры, этот сценарий обостряет риски для устойчивости банковской системы, платежного баланса и общего уровня уверенности экономических агентов.

В то же время сохраняется вероятность того, что углубление кризиса в Европейской зоне может серьезно затронуть американскую экономику и перерасти в новую волну масштабного банковского и мирового экономического кризиса. Гипотетически нефть может упасть даже до 60 долларов за баррель. В этом случае российская экономика испытает падение ВВП, однако масштабы кризиса ожидаются меньшие, чем в 2008 году.

Сценарий форсированного развития, который рассматривает минэкономразвития, характеризуется интенсификацией всех имеющихся факторов экономического роста для достижения целевого повышения производительности труда к 2018 году в полтора раза по сравнению с уровнем 2011 года в условиях относительно стабильных мировых цен. Но как можно говорить о «стабильных мировых ценах» в условиях перманентной цикличности целого ряда финансовых и иных кризисов? Скорее всего, этот прогноз можно рассматривать лишь как благое пожелание.

Предположение Международного валютного фонда (МВФ) по темпам роста российской экономики чуть выше, на 0,2–0,3%, официального прогноза минэкономразвития РФ. В своем ежегодном докладе «Перспективы развития мировой экономики» этот международный институт ухудшил ожидания по росту экономики России в 2013 году на 0,3 пункта по сравнению с предыдущим прогнозом.

В то же время МВФ улучшил прогноз по состоянию бюджета России на 2013 год. По обновленным данным, ожидается профицит в 0,5% ВВП. ВВП калужского региона, согласно ожиданиям фонда, повысится в 2013 году на 2,6%.

Многие экономисты связывают прогнозы развития мирового бизнес-сообщества в ближайшее время с возможностью прекращения лицензии на выпуск долларовой массы такого сугубо частного института США, как Федеральный резервный фонд (ФРС). Именно его деятельность обеспечивает три ведущие финансовые программы — QE1, QE2 и QE3.

По ряду сценариев, если будет приостановлена эта деятельность, то в короткие сроки американская и мировая экономики, зависящие от долларовой эмиссии, начнут испытывать дефицит ликвидности, что приведет к дезорганизации экономической жизни на всех уровнях, резкому падению производства и потребления и обострению социальной напряженности.

Но давайте исходить из обратного. Именно долларовые эмиссии ФРС были провоцирующим фактором последнего мирового финансового кризиса. Именно в это время были выданы огромные, ничем не обеспеченные кредиты. Аудит ФРС показал, что сумма таких кредитов превысила 16 трлн долларов.

Примечательно, что среди получателей было большое количество неамериканских банков. Все это делалось втайне от конгрессменов и сенаторов. Председатель ФРС Бен Бернанке вразумительных разъяснений по поводу этих операций не представил.

Сегодня за термином третьей финансовой программы ФРС QE3 скрывается масштабная раздача федеральным резервом денег американским частным банкам Уолл-стрит под прикрытием борьбы с безработицей: по 40 млрд долларов в месяц в виде выкупа «мусорных» ипотечных бумаг из портфелей банков.

На мировом пространстве, практически в каждой из стран, созданы разные по степени насыщенности так называемые «долларовые зоны». Этот актив в более чем значительных объемах входит в золотовалютные резервы фактически всех развитых и развивающихся государств.

Себестоимость выпуска одной банкноты в 100 долларов для ФРС составляет несколько центов. Меж тем в России ее курс — более 3 тысяч рублей. Именно за эту ничем не обеспеченную иностранную валюту на Запад продаются невосполнимые национальные природные запасы нефти, газа и многого другого.

Общая масса национальной валюты США во всем мире в настоящее время, по разным источникам, превышает возможности ее платежеспособности от 8 до 12 раз. Так есть ли разница: является ваш должник таковым трижды или четырежды?

Можно предположить, что в случае отмены лицензии ФРС на печатание долларов ликвидность временно и снизится. Но в целом это явление явно не будет большим из двух зол по сравнению со спекулятивным перепроизводством национальной валюты США. И с этой стороны можно, скорее, говорить о геополитических изменениях, чем об изменениях экономического характера.

Если интегрировать все имеющиеся в нашем распоряжении экономические показатели и тенденции их динамики, то можно сделать вывод, что бизнес России в 2013 году будет развиваться на фоне мирового кризиса, который получит очередной виток развития из-за солнечно-водной катастрофы, постигшей США в 2012 году. Упадок потребительского рынка Америки и следом за ней — Евросоюза в условиях кризиса приведет к ухудшению экономического положения Японии и Китая, для которых Запад является основным рынком сбыта. А вот экономический прогноз на 2013 год для России на фоне остального мирового сообщества в целом можно считать вполне благоприятным.
Автор: Владимир КРУГЛОВ.
Опубликовано: 08.02.2013 16:00 0 3028
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев