Аутсорсинг: минусы в плюсы

Опубликовано: 13.03.2012 11:25 6 3625
Для любого предприятия предпочтительным является использование собственного потенциала. Но на практике сил и времени может оказаться недостаточно.
Глобализация международных процессов экономики находится сегодня на том этапе, который носит название «экономика, основанная на знаниях» (Knowledge based economy). На первое место выходят не просто креативные идеи и наработки, а превращение их в эффективный инструмент производства. При этом характерна всевозрастающая роль менеджеров, задачей которых является достижение капитализации и внедрения последних научных достижений в производство и коммерциализацию.
Сегодня у многих предприятий появляется необходимость воспользоваться услугами сторонних фирм — аутсорсеров. Опыт различных бизнесов показывает, что аутсорсинг позволяет на 50% или более снизить издержки на соответствующие процессы предприятий, связанные с изготовлением продукции и оказанием услуг. Однако одновременно у предприятия могут возникнуть проблемы, ставящие под угрозу решение изначально поставленных задач.
При передаче на аутсорсинг сразу нескольких важных функций возникает реальный риск утечки информации и появления нового конкурента, использующего опыт и знания компании, заказывавшей аутсорсинг. Снизить этот риск можно, заказав аутсорсинг различных аспектов бизнеса различным компаниям, хотя это и увеличивает издержки.
Другой опасностью является потеря контроля над собственными ресурсами, отрыв руководства от части деятельности компании, вследствие чего оно может принимать неадекватные решения.
При передаче в аутсорсинг разработки новой продукции существует еще одна большая и многосторонняя проблема: во‑первых, перед потребителем за все проблемы, связанные с продуктом, и в том числе — за ошибки разработчика несет ответственность производитель; во‑вторых, при необходимости внести даже незначительные изменения в разработанное изделие зачастую приходится повторно обращаться в ту же фирму и, в‑третьих, для сопровождения разработанных сторонней компанией продуктов требуются силы и средства, составляющие от 20 до 40% стоимости работ аутсорсера.
Существует мнение, что аутсорсинг применим исключительно в зонах с дешевой рабочей силой для больших серий стандартной продукции. А фирмам с малыми сериями с высоким содержанием IP-составляющей он не подходит. Частично с такими суждениями можно согласиться. Для малых серий это, действительно, долго, дорого, да и утечка ноу-хау не исключена. Но, как говорится, исключение лишь подтверждает общее правило. А оно таково.
В последнее время затраты российских компаний на НИОКР не превышают 8% расходов на технологические инновации, на приобретение лицензий и патентов — в пределах 2%. Причем 60% предприятий, имеющих расходы на НИОКР, заказывают разработки на стороне. Одновременно наблюдается тенденция выбора зарубежных технологий.
Если же брать по направлениям, то наиболее востребованными в последнее время являются ИТ-аутсорсинг; аутсорсинг отдельных бизнес-процессов; географический или оффшорный аутсорсинг, то есть перенос производства в регионы с дешевой рабочей силой.
С одной стороны, использование потенциала сторонних специализированных фирм для подготовки и реализации проекта или его части позволяет сэкономить время, деньги и получить достаточно высокое качество выполненной работы. Но, с другой стороны, использование услуг компаний-аутсорсеров при разработке нового изделия приводит к жесткой зависимости от них компании-производителя.
Это может выражаться в необходимости сопровождения разработанного изделия или многочисленных консультациях с разработчиком при любом, даже незначительном изменении технологического процесса. К недостаткам подобного метода стоит также отнести длительный процесс согласования изменений во время разработки, что может привести к сдвигу сроков на определенном этапе.
Существует ли в принципе какое-либо оптимальное решение при организации процесса разработки новой и модернизации уже выпускаемой продукции?
Думается, что в первую очередь необходимо использовать в сочетании ресурсную базу как компаний-аутсорсеров, так и непосредственного производителя. Объединяя и комбинируя их, можно получить максимально эффективное достижение поставленных целей. Поэтому в условиях современного предприятия видится возможность комбинации нескольких подходов к решению подобных задач.
Для этого прежде всего необходимо на основе теорий управления проектами и маркетинга произвести анализ внутренних и внешних факторов предприятия, анализ разрабатываемой и выпускаемой продукции, путей решения вопросов, возникающих перед предприятием в процессе разработки новых изделий. Затем с помощью теорий управления проектами и аутсорсинга следует провести анализ различных вариантов организации процесса разработки с точки зрения эффективности. Результатом такой работы в конечном итоге будет являться отбор наиболее оптимальных предложений по комбинированному (комплексному) подходу к осуществлению проекта с разбивкой его на отдельные процессы.
Однако предложенный комбинированный метод подготовки и освоения выпуска новой продукции на предприятиях имеет в своей основе как преимущества, так и недостатки. К первым можно отнести: повышение эффективности процесса разработки за счет роста основных показателей эффективности; улучшение взаимодействия аутсорсера с заказчиком, приводящее к значительной экономии ресурсов обеих сторон; уменьшение времени на освоение изделия; возможность оперативного внесения изменений в проект; сокращение сроков и затрат на разработку; повышение качества работ, выполняемых аутсорсером. К числу минусов относится то, что возможность применения ограничена особенностями проекта и предприятия; не каждый аутсорсер может допустить сотрудников заказчика к своим внутренним секретам; требуется дополнительная мотивация ведущих специалистов.
Тем не менее при обоюдной заинтересованности сторон в эффективном сотрудничестве подобный метод может и должен найти широкое практическое применение как при организации разработки, так и в других сферах деятельности, связанных с использованием одним предприятием услуг других.
И можно сказать вполне однозначно: для того чтобы превратить минусы аутсорсинга в плюсы при комбинированном подходе, прежде всего необходимо детально изучить предприятие, его возможности, силы, средства, стратегическую цель и только на основе этих данных принимать решение о передаче тех или иных работ сторонней фирме, тщательно взвесив свой собственный интеллектуальный потенциал.

Полезный аутсорсинг
Павел МОРОЗОВ руководитель Центра иностранных языков «EXPRESS»
Любая компания стремится избавиться от ненужных расходов и передать затратные функции на исполнение сторонним поставщикам. Переводческие услуги номинально относятся к административной функции. Но всем хорошо известно, что перевод в сегодняшнем мире присутствует в любой бизнес-функции и от его корректности и своевременности зависит очень многое. Даже крупные компании и государственные структуры, обычно имеющие свой переводческий отдел, регулярно прибегают к помощи переводческих компаний.
Наша компания активно сотрудничает со многими иностранными предприятиями, которые осуществляют свою деятельность в Калужской области. Мы предлагаем профессиональные услуги аутсорсинга по организации и проведению деловых встреч и переговоров, различного уровня презентаций, конференций и семинаров с участием иностранных партнеров, а также перевод различной документации.

Денис ШАУЛИН вице-президент холдинга BSH group
Сегодня спрос на высококлассную складскую недвижимость в калужском регионе в разы выше предложения.
В последнее время развивающиеся компании при принятии решения арендовать склад и самостоятельно обрабатывать свои грузопотоки или использовать услуги логистической компании по хранению и обработке грузов (товара) все чаще принимают решение в пользу 3PL — логистического оператора, который предоставляет услуги по транспортировке, хранению и обработке грузов. Услуги 3PL-оператора оказываются экономически выгоднее, чем обслуживание своих грузопотоков собственными силами.
Развитие сектора 3PL-услуг затруднено в первую очередь из-за сложностей строительства и нехватки качественных объектов. Однако с активным притоком в регион иностранных инвестиций интерес к этой отрасли постоянно возрастает.
В сложный экономический период аутсорсинговый инструмент управления особенно актуален для российских компаний. В ближайшее время аутсорсинг наберет еще большие обороты. Это мировая успешная бизнес-тенденция. Об этом говорит и наш практический опыт работы в Калужской области.
Автор: Владимир Круглов.
Опубликовано: 13.03.2012 11:25 6 3625
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев