От бреда до бренда

Опубликовано: 09.09.2011 15:52 0 3157
В мегаполисах, где растет преступность, слабо развивается малый бизнес, не получают развития культура и искусство, падает уровень социального благополучия, а действия властей носят хаотичный, порой разрушительный характер, нет будущего. Из таких городов начинается исход коренных жителей. И никакие процентные вливания гастарбайтеров или кочующих переселенцев не спасут баланс между демографией и улучшением качества городской жизни.

Дороги в Калугу
Статистика — вещь бесстрастная. До 2004 года миграция по стране насчитывала около 44%. В последние годы она заметно снизилась. Причины миграции разные, нет смысла их все перечислять. Остановимся на самых главных и важных для каждого из нас. Социальная защищенность и безопасность, комфортное проживание, качественный отдых и полноценная продуктовая корзина. Что из всего перечисленного имеют калужане? Социальная защищенность — слабая видимость, в основном на бумаге. Безопасность — сомнительно. С годами мы выработали хорошие навыки: самооборона, самозащита, самоюрист и т. д. Комфортное проживание — тут все просто. Есть немалые средства — покупаешь свое или снимаешь чужое комфортное жилье. Нет средств — значит, просто где-то как-то проживаешь. Что касается отдыха и продуктов — аналогично. Да и ехать нам особо некуда. По стране практически везде все одинаково. За границей всегда есть шанс себя попробовать, но общий процент смелых и свободных духом невелик.
В 1992 году, когда мне самой с семьей пришлось уезжать из Средней Азии, развернув на столе карту страны, я впала в ступор. На юг — бесполезно: самая большая волна миграции направлялась именно туда. На север — я не романтик, чтобы откапывать мамонтов или собирать морошку. Центральная часть — буквально напичкана АЭС. Оставался Калининград — край земли и оплот пост­экономического пространства. Покинуть Калининград заставили те причины, с которых мы и начали разговор. Когда город не может предложить тебе работу и дальнейшее развитие, начинается исход его жителей. Почему Калуга? Только из стратегических соображений. Относительно чистая экология и всего 200 км от столицы, куда ведут, как ни крути, все дороги.

Потерянная радость
Модель города в примитивном смысле чем-то похожа на модель семьи. Есть микроинфраструктура. Есть лидер, есть ведомые. Есть обязанности и планирование. Есть микроэкономика, бюджет и расходы. Постоянно улучшая свое жилище и делая комфортной свою жизнь, мы ремонтируем. Выбирая качественное, чтобы носилось долго, тратим деньги на одежду и обувь. Проводя антикризисные действия, ставим счетчики на газ и воду, используя инновации, готовим в посуде нового поколения, экономя время и деньги. Собирая гостей на торжество, практично думаем не о пышности приема, а о качестве и количестве.
Теперь сравним с городом. Отличия, конечно, есть. В масштабах. В сумме бюджета, в его прозрачности и ответственности. Городское —значит ничье. Многие бюджетные траты бездумны, порой бестолковы. Все видимые инновации ограничились заменой старых лампочек на лампочки нового поколения. Вопрос об антикризисных действиях загнал в тупик всех опрошенных мной знакомых. Кроме дешевой рабочей силы гастарбайтеров никому ничего в голову не пришло. Зато все посетовали на обилие городских праздников и пустую трату денег налогоплательщиков. Может, было бы полезнее собранные на празднование деньги потратить на что-нибудь конкретное? Отреставрировать фасад исторического здания, разбить новый красивый сквер с удобными дорожками и лавочками, открыть еще один детский парк или фонтан. Может, горожане хотят чего-то другого, чем пить пиво, прыгая под фанеру приглашенной за миллион рублей попсовой звезды. А кто их спросил?
Раньше, когда праздников было немного, их ждали. И было особое ощущение радости, яркое, настоящее. Мы шли на них, чтобы встретиться с друзьями, порадоваться успехам, погордиться страной. Сегодня бесконечная череда праздничных дней вызывает скуку, а порой — раздражение. Пустая трата времени и денег. Заброшены ремесла и культурные традиции. Нельзя до бесконечности эксплуатировать бренд «космическая колыбель» и уповать на его туристическую привлекательность. А он интересен разве что иностранным пенсионерам, среди которых частенько уже встречаются те, кто устал от калужских церквей и монастырей, а больше нам и предложить нечего. Грустно, что спустя 50 лет со дня первого полета в космос Калугу с ним больше ничего не связывает.

Антикризисный креатив
Замечательно, когда город становится центром притяжения инвестиций, но для этого нужны реальные модели антикризисных действий по инновационному преображению. И центральным элементом сегодняшнего города являются культура и культурное программирование, которое позволяет ему изменяться и становиться привлекательным. Калуге нужны новые идеи, новые концепции. Наступило время по-новому взглянуть на город, осмыслить его развитие, понять тенденции. Иначе говоря, нужно учиться решать проблемы завтрашнего, а не вчерашнего дня. Опыт изучения мировой практики показывает, насколько стремительно меняются современные города, когда грамотно применяются креативные идеи при разрешении городских проблем. Устранение бюрократии путем введения социальной карты, инновационный дизайн в архитектуре, применение вместо асфальта новых покрытий, преображающих кинетическую энергию (шаги пешеходов) в электрическую. Создание в старых промышленных зданиях автономных «городских ферм» для выращивания овощей в городской черте с использованием солнечных батарей на крыше и поливом от сбора дождевой и талой воды. Строительство легковозводимых и экологичных домов будущего без углов — «бинешеллов» — с применением низкого давления воздуха для «надувания» конструкций из влажного бетона и стальной арматуры. По данной методике в 23 странах построено уже более 1 600 зданий. В 2007 году американцы построили новое чудо света — Grand Canyon SkyWalk — первый в мире консольный стеклянный мост в виде подковы, подвешенный в воздухе над кань­оном на высоте 1 219 метров. Все это и еще многое другое и есть креативное развитие. Благодаря этому город может не только стать магнитом для инвестиций, но и обрести новое лицо с уникальным брендом.
Какой будет Калуга через пять-десять или даже двадцать лет? Придатком к автомобильному кластеру и многочисленным технопаркам для французов, немцев, японцев, шведов и китайцев? Или все же креативным, современным, ухоженным и благоустроенным городом, который будет стремительно развиваться и станет центром притяжения для новых идей и высоких технологий? Для этого в первую очередь нужна менеджерская команда опытных управленцев с нестандартным мышлением, блестящих практиков — тех, кто реально определяет будущее и способен изменить нашу жизнь к лучшему.



Спустя 50 лет со дня первого полета в космос
Калугу с ним больше ничего не связывает.

Автор: Людмила Дорофеева.
Опубликовано: 09.09.2011 15:52 0 3157
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев