Возмещение убытков

Опубликовано: 14.06.2011 15:18 0 3040
Эти изменения регулируют два существенных новшества: прямое возмещение убытков и «европротокол». За разъяснениями существующей ситуации мы обратились к руководителю регионального центра «Московия» страховой компании «Ингосстрах» и по совместительству директору калужского филиала Сергею Прокоповичу.
—Сергей, расскажите авто­владельцам, что же такое прямое возмещение убытков и «европротокол».
—Вы совершенно правильно разделяете эти два новшества, так как они могут сочетаться или не сочетаться друг с другом в рамках одного ДТП. Начну с ПВУ, или, как это правильно называется, прямого возмещения убытков. До момента внесения соответствующих поправок в закон об ОСАГО, т. е. до 1 марта 2009 года, рассмотрение страховых случаев осуществлялось строго определенным стандартным образом: как мы сейчас говорим, убытки возмещались «традиционно», когда потерпевший участник ДТП обращался в страховую компанию, застраховавшую ответственность виновника ДТП. С принятием изменений в законодательство об ОСАГО появилась возможность в определенных случаях, о которых я чуть позже скажу, потерпевшему участнику ДТП обращаться за возмещением убытков не в компанию виновника ДТП, а в свою страховую компанию, то есть туда, где он покупал полис ОСАГО. Страховая компания потерпевшего выплачивает страховое возмещение, а страховая компания виновника потом возмещает ей эти расходы.
—Я правильно понимаю: после изменений законодательства потерпевший автовладелец может по своему усмотрению обращаться в случае ДТП за возмещением убытков традиционно — в компанию виновника — или в свою компанию?
—И да, и нет. Поясню. Однозначно, такое право автовладелец имеет. В смысле, принять решение, в какую компанию обратиться. Но при этом нужно понимать, что иногда «своя компания» в соответствии с законом не имеет права урегулировать убыток в рамках ПВУ. Это происходит потому, что она выплачивает страховое возмещение не от своего имени, а от имени компании виновника ДТП, и, следовательно, компания виновника должна дать согласие на такую форму урегулирования или на то, чтобы быть действующей участницей системы ПВУ. Если по тем или иным причинам компания виновника не дает своего согласия (а таких причин немного, если компания не жульничает) или она утратила статус участника системы ПВУ, то тогда страховщик потерпевшего не имеет права урегулировать убыток в рамках ПВУ. И потерпевший автовладелец действует «традиционно» — обращается в компанию виновника.
—Вы сказали, что потерпевший может обращаться к своему страховщику за возмещением в порядке ПВУ в определенных случаях. Какие это случаи?
—Это когда ДТП произошло с участием не более двух транспортных средств.
Либо ответственность обоих участников ДТП на момент его совершения была застрахована в соответствии с законом об ОСАГО. То есть на момент ДТП у обоих участников были действующие полисы ОСАГО. При этом ни у одной из страховых компаний участников ДТП не должна быть отозвана лицензия на момент ДТП. Или в результате ДТП вред причинен только имуществу, то есть нет человеческих жертв. Невозможно урегулировать убыток в порядке ПВУ, если в ДТП есть обоюдная виновность участников.
—То есть, если эти условия не соблюдены, потерпевший автовладелец обращаться в свою страховую компанию в рамках ПВУ не может?
—Да. Но при этом потерпевший может обратиться за возмещением традиционным образом — в компанию виновника.
—А что тогда такое «европротокол»?
—«Европротокол» — это второе новшество, которое введено одновременно с ПВУ и из-за которого, кстати, возникли некоторая путаница и недопонимание. «Европротокол» — это название процедуры упрощенного оформления ДТП. То есть в определенных случаях участники ДТП могут не обращаться в органы ГИБДД для фиксирования ДТП, а оформить его самостоятельно и «спокойно разъехаться», не тратя на месте драгоценного времени на ожидание сотрудников ГИБДД. Случаев, когда можно оформлять ДТП без участия сотрудников ГИБДД, немного больше, чем это имеет место при ПВУ. Я их перечислю:
ДТП произошло с участием не более двух транспортных средств;
ответственность обоих участников ДТП на момент его совершения была застрахована в соответствии с законом об ОСАГО;
в результате ДТП вред причинен только имуществу;
обстоятельства ДТП, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий у участников ДТП;
оба участника полностью заполнили на месте ДТП бланк «Извещение о ДТП», который выдается страховой компанией при покупке полиса ОСАГО.
Последние два условия очень важны, так как, если у участников есть какие-либо разногласия или они неправильно указали обстоятельства ДТП, страховая компания имеет право отказать в выплате. И тогда, вероятнее всего, потерпевшему придется отстаивать свои права в суде, так как ДТП не было оформлено надлежащим образом, и получить возмещение с причинителя вреда будет крайне сложно.
—Дополнительно есть еще одно ограничение в рамках «европротокола» — причиненный ущерб должен быть не больше 25 тысяч рублей. В противном случае обязательно нужно вызывать сотрудников ГИБДД на место ДТП. Это так?
—Нет, это неверно. Сумма в 25 тысяч рублей — это не одно из условий «европротокола», а его следствие. На месте ДТП не каждый сможет адекватно оценить величину ущерба. И поэтому такое условие было бы бессмысленным. Речь тут идет о том, что если ДТП оформляется без участия ГИБДД, то, каким бы ни был ущерб в денежном выражении, страховая компания выплатит не больше 25 тысяч рублей. Остальное будет доплачивать виновник ДТП самолично. Это означает, что участники ДТП сами принимают решение — вызывать сотрудников ГИБДД или нет. Если не вызвали и оформили ДТП в порядке «европротокола», то 25 тысяч — это максимум, что можно получить от страховой компании, каким бы при этом ни был реальный ущерб.
—Вы сказали, что в рамках «европротокола» есть требование заполнять извещение о ДТП на месте. А если водитель не заполнил извещение на месте, а приехал это сделать в офис страховой компании?
—Бланк извещения о ДТП должен заполняться на месте ДТП. В офисе страховщика возможно вносить исправления в ранее заполненный бланк. Но не все исправления, а только следующие: адрес водителя, дата рождения водителя, номера свидетельства о регистрации ТС и водительского удостоверения и телефоны водителей. При наличии иных исправлений страховщик имеет право отказать в выплате.
—А в каких еще случаях в рамках «европротокола» страховая компания может отказать в выплате?
—Например, как я уже говорил, если обстоятельства ДТП, описанные его участниками, противоречат друг другу. Также в возмещении
будет отказано, если из представ­ленных участниками ДТП документов невозможно определить виновника ДТП. По запросу страховщика потерпевший обязан предоставить свой экземпляр извещения о ДТП и свой автомобиль для осмотра. Если этого не сделано, страховщик в силу ст. 328 ГК РФ вправе приостановить исполнение своих обязательств или отказать в выплате.
—Получается, что при оформлении ДТП без участия сотрудников ГИБДД водителям нужно учесть множество нюансов.
—Да, вы правы. И поэтому в таком случае можно дать совет участникам ДТП: если у вас хоть в чем-то есть малейшие сомнения — лучше вызывайте ГИБДД.
—Насколько сильно изменилась ситуация с ОСАГО в связи с введением ПВУ и «европротокола»? Много обращается клиентов по вопросам урегулирования убытков?
—К сожалению, для авто­вла­дельцев мало что изменилось. Видимо, сказывается «разумная осторожность»: если автовладелец чего-либо не понимает, то лучше сделать все по-старому. Однако с точки зрения продаж полисов ОСАГО произошли существенные изменения в мотивации авто­владельцев при выборе страховой компании. До введения ПВУ автовладельцы были не особо озабочены выбором страховщика, так как, по сути, страховали «не для себя», и в случае ДТП им было все равно, как возместит ущерб их страховая компания. Как правило, автовладельцы выбирали себе страховщика по месту территориальной близости его офиса к дому. С введением же ПВУ выбор страховой компании стал более осознанным. Теперь, имея возможность получать возмещение в своей компании (пусть и с оговорками), автовладельцы стали делать выбор в пользу надежных компаний, показавших свою обязательность, несмотря на финансовый кризис. Тем более что стоимость страхования ОСАГО везде одинакова и определена законом.

Автор: Сергей Прохоров
Опубликовано: 14.06.2011 15:18 0 3040
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев