Проектная семья

Опубликовано: 23.11.2010 16:11 0 2936

Мировой опыт показывает, что индустриальный парк — самый понятный и привлекательный для инвесторов механизм развития инвестиционных проектов. Это подтверждает и опыт Калужской области.

За последние пять лет в экономику области было вложено более 190 млрд рублей инвестиций (около 6,4 млрд долларов США), в том числе иностранных — 3,7 млрд долларов. По итогам первого полугодия 2010 года Калужская область занимает первое место в России по объему иностранных инвестиций на душу населения. Это результат слаженной работы всей команды региональной власти, отмечает министр экономического развития Калужской области Руслан Заливацкий.

— Почему Калужская область стала привлекательным регионом для инвестиций автомобильных компаний?
— Россия — стратегический рынок для большинства мировых автоконцернов. В Калужской области все началось с Volkswagen, который инвестировал в российский проект 774 млн евро. Немецкий производитель рассматривал несколько российских регионов и в результате выбрал Калужскую область. Как говорит руководство самой компании, это произошло потому, что мы сумели предложить Volkswagen самые лучшие условия для развития бизнеса в России. И в первую очередь — это наши индустриальные парки. Это продукт, предельно понятный для инвестора, которому важно наличие не только земельного участка, но и всей необходимой инженерной и транспортно-логистической инфраструктуры. На территории одного из крупнейших индустриальных парков —«Грабцево» — построил свой завод «Фольксваген Груп Рус». Область предложила инвестору площадку в непосредственной близости от калужской кольцевой автодороги, со всей необходимой инфраструктурой, включая железнодорожный терминал и организацию таможенного контроля непосредственно на территории завода. Это позволило компании Volkswagen оптимизировать расходы на доставку грузов и комплектующих.
В Калужской области оптимальные для себя условия нашли и другие мировые бренды — PCA Peugeot Citroen, Mitsubishi, Volvo Truck и Renault Track.
В экономику Калужской области пришли крупнейшие мировые производители автомобилей. Теперь для нас важной задачей является локализация. Существуют показатели локализации, которых мы должны достичь по итогам определенного временного периода. По мере наращивания производства автомобильных компаний в области растет и число поставщиков. У нас в регионе для крупных поставщиков риски при начале нового бизнеса минимальны. Пришедшие к нам компании хотят получить и получают гарантированный объем заказов для того, чтобы правильно рассчитать инвестиции, ведь  никто не готов рисковать деньгами. У поставщиков уже существуют договорные отношения с производителями. Например, Magna, Benteler, Visteon, Lear, Gestamp, Yapp, HP Pelzer, Scherdel и Faurecia работают для Volkswagen. Они пришли сюда во многом именно потому, что здесь есть и другие крупные клиенты, заинтересованные в локализации сборки. Это Peugeot Citroen, Mitsubishi и Volvo. Если бы не было конкретных заказов, эти компании вряд ли разместили бы у нас свои производства: слишком велики  риски. 
Для производителей автокомпонентов мы предлагаем уникальный продукт — «А-Парк», расположенный в индустриальном парке «Грабцево». Его помещения строятся с адаптацией под запросы конкретного инвестора и в дальнейшем сдаются в аренду. Таким образом, бизнесмен приходит на готовые площади и начинает работать. Этот проект вызывает большой интерес у производителей автокомпонентов. Здесь уже работают компании Visteon и Benteler. Другой проект — «Б-Парк». Это уже построенные браунфилды, которые проходят необходимую модернизацию исходя из запросов инвестора. Редевелопмент этих помещений осуществляет калужская группа «Эликор». Компания Scherdel не только создала свое предприятие, но и размещает заказы по производству комплектующих для своей продукции в компании «Эликор». Это послужило стимулом для внедрения новых технологий и закупки нового оборудования  руководством калужского предприятия. Область заинтересована в подобной кооперации между иностранными и калужскими компаниями.
Сегодня все больше ощущается интеграция в калужский автокластер московского завода «Автофрамос» (Renault). Короткое логистическое плечо до Москвы создает дополнительные возможности для поставщиков, размещающих бизнес в Калужской области.
Автомобильный бизнес как никакой другой связан с новыми технологиями и инженерными разработками. Мы поддерживаем инновационные процессы. Совместно с федеральными властями и государственной корпорацией «Роснано» мы оказываем поддержку инновационным и наукоемким производствам, создаем условия для развития R&D центров, содействуем созданию совместных предприятий иностранных и калужских компаний.

— Какие логистические и инфраструктурные  преимущества для формирования автомобильного кластера существуют в регионе?
— Для решения всех этих вопросов мы создали систему институтов развития. ОАО «Корпорация развития Калужской области» (КРКО) занимается техническим сопровождением инвестиционных проектов, созданием и управлением инженерной инфраструктуры в индустриальных парках. КРКО обеспечивает развитие инфраструктуры исходя из прогноза мощностей, которые будут потреб­ляться предприятиями инвесторов. Основным партнером Калужской области в финансировании инфраструктурных проектов выступает Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Корпорация и Внешэкономбанк заключили соглашение о финансировании проекта «Развитие инфраструктуры индустриальных парков Калужской области: формирование кластера производства автомобилей и автокомпонентов». В рамках этого проекта в настоящее время в индустриальном парке «Грабцево»  завершается оснащение необходимой инженерной инфраструктурой площадки для парка поставщиков.
Основной инструмент и единый оператор реализации транспортно-логистических проектов на территории области — ООО «Индустриальная логистика». Оператор является тем звеном, которое помогает оптимизировать расходы инвестора на организацию цепи поставок комплектующих и грузов на калужский завод, а также решает вопросы реконструкции и создания новой транспортно-логистической инфраструктуры. Индустриальная логистика обеспечивает взаимодействие с федеральной таможенной службой, с РЖД, привлекает на территорию Калужской области надежных логистических операторов, которые, в свою очередь, оказывают качественные транспортно-логистические услуги заводам-производителям.
Создание индустриальных парков — это эффективный механизм привлечения инвестиций. Как показал наш опыт, такой путь индустриального развития является довольно гибким во многом потому, что механизм формирования парков и их управления сосредоточен в руках руководства региона. Компания, заинтересованная в строительстве завода на территории калужского региона, может выбрать участок, максимально удовлетворяющий ее требованиям. Сейчас у нас шесть государственных индустриальных парков и один частный — «И-парк Лемкон». Проект реализует финская корпорация «Лемминкяйнен» (Lemminka..inen). В индустриальных парках размещаются предприятия различной отраслевой направленности: Magna, Samsung, Nestle, L'Oreal, General Electric, а также многие другие компании. Общая площадь государственных индустриальных парков — около 2,5 тысячи га, из которых уже более тысячи гектаров отдано под инвестиционные проекты. Наличие подготовленных площадок и опережающее развитие логистической и инженерной инфраструктуры помогают реализовать инвестпроект в запланированные сроки, порой даже быстрее, чем планировалось.

— Какие преимущества предоставляет правительство инвесторам для размещения производственных мощностей в Калужской области? Что планируется сделать в будущем?
— Во-первых, как я уже упоминал, мы предлагаем инвестору понятную и достаточно гибкую линейку продуктов. Не менее важным фактором я считаю наличие сильной профессиональной команды. Поэтому еще в начале пути мы создали институты развития, каждый из которых сегодня решает задачи, направленные на общий успех области и инвестора, мы называем это проектной семьей.
На сегодняшний момент в области создан лучший инвестиционный климат. Он заключается в уникальном наборе продуктов и услуг для инвестора: административная поддержка и отсутствие бюрократических препон; налоговые льготы; прямая связь с представителями региональной власти. У нас есть понятие инвестиционной культуры, когда инвестор не ограничен в выборе подрядчиков и партнеров.  В результате  каждый наш инвестор  четко знает, сколько времени и денег  уйдет на реализацию проекта.
Как естественное преимущество можно отметить близость к основному рынку сбыта — Москве — и наличие  на территории области двух федеральных трасс. Формирование автокластера — огромный плюс для производителей компонентов. Присутствие в кластере крупнейших мировых компаний означает, что их продукция всегда будет востребована.  
В числе приоритетных  и  кадровый вопрос. В автомобильном кластере уже три года работает Учебный центр подготовки и переподготовки специалистов для автомобильной промышленности. Калужский филиал Московского государственного технического университета имени Баумана открыл дополнительные специальности.
Важным шагом на пути к повышению инвестиционной привлекательности калужского региона является формирование кластеров. Мы задействуем ключевые преимущества региона, весь существующий потенциал научно-исследовательских центров и научно-производственных предприятий. Наша главная задача — создать  универсальную инвестиционную политику, базирующуюся на четком представлении о будущей структуре экономики Калужской области.
В целях сохранения существующих и привлечения дополнительных трудовых ресурсов на территорию Калужской области разработана долгосрочная  целевая программа «Жилье для профессионалов на 2010-2014 годы». Ее приоритетом стало строительство доступного и комфортного жилья рядом с индустриальными парками. Наша логика проста: будут созданы комфортные условия для людей — состоится и модернизация экономики.  Еще одним важным событием стало открытие первого международного бизнес-отеля TUI Hotel Kaluga («четыре звезды») в индустриальном парке «Грабцево». Планируется строительство еще двух отелей повышенной комфортности французской сети Accor. Появление в Калуге гостиничного сервиса мирового уровня сделает регион еще более привлекательным для инвесторов.
Важной задачей для нас является и развитие многофункциональной транспортно-логистической инфраструктуры, включая глобальный проект по строительству нового международного аэропорта «Калуга».
В результате реализации проекта в период с 2008-го по 2019 год на 1 рубль государственных вложений в создание автокластера будет привлечено до 15 рублей частных инвестиций. Калужская область намерена стать вторым в России автокластером по объему выпуска автомобилей и крупнейшим — по выпуску автокомпонентов.

Основные принципы работы с инвесторами в калужском регионе
  • Единая проектная команда инвестора и правительства области.
  • Никаких долгих процедур — полная административная поддержка.
  • Никакой бюрократии — прозрачная законодательная система.
  • Никаких ограничений — свобода в выборе подрядчиков и партнеров.
  • Никаких инфраструктурных рисков, понятный продукт — индустриальный парк
  • с готовой инфраструктурой на границе участка.
  • Никаких скрытых и дополнительных расходов.
  • У каждого инвестора есть номер мобильного телефона губернатора.

Руслан Заливацкий (слева) и Дитмар Корцеква уверены в будущем калужского автопрома.

Автор: Алексей УРУСОВ.
Опубликовано: 23.11.2010 16:11 0 2936
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев