Гибкий продукт

Опубликовано: 13.03.2009 15:57 0 3026

В России формируется новая электронная культура. Одной из важных ее составляющих является развитие систем электронного документооборота. На сегодняшний день на рынке существует около 50 различных систем,
и ежегодно их число увеличивается.

Электронный документооборот — это процесс создания документов: обработка, передача, хранение, вывод информации, циркулирующей внутри организации на основе использования компьютерных сетей. СЭД (система электронного документооборота) или EDMS (Electronic Document Management Systems) позволяет наблюдать за всеми изменениями, сроками исполнения и движением документов. Под движением документов понимается не их «физическое» перемещение, а передача прав на их применение, использование и контроль.
Большинство из представленных разработок СЭД — отечественного производства. Связано это, главным образом, со спецификой российского документооборота, который ориентирован на иерархическую структуру управления, принятую в большинстве российских компаний.
Все системы можно разделить на две основные группы: инструментальные платформы и коробочные системы. У каждой группы есть свои преимущества. Коробочные системы характеризуются наличием готового стандартного функционала. Плюс этих систем — кратчайшие сроки и цена внедрения. Преимущества инструментальной платформы — «гибкость» продукта, который подстраивается под документооборот предприятия.
В 2008 году в России, по данным исследований CNews Analytics, объем рынка систем электронного документооборота в денежном выражении составил более 180 млн долларов. Однако российский рынок средств управления документами только сегодня входит в зону действия мировых технологических и маркетинговых тенденций. Широкое внедрение подобных систем в коммерческих структурах фактически началось относительно недавно: процесс идет от крупных компаний к средним и малым. Этому способствует тенденция удешевления системного продукта, сопровождающаяся относительной стабильностью цены на его обслуживание.
Согласно исследованиям CNews Analytics, на рынке СЭД наметилось следующее направление: клиенты покупают не универсальные, а «заточенные» под их бизнес системные решения. Такие системы воспринимаются руководителями как средство повышения эффективности бизнес-процессов, обеспечивающие конкурентное преимущество. Другим развивающим фактором рынка является возможность интеграции удаленных филиалов в единую информационную среду, повышение оперативности управленческих решений и возможность создания единой информационной среды.
Несмотря на растущий интерес к СЭД, сотрудники фирм-интеграторов СЭД отмечают, что основная проблема заключается в нежелании сотрудников-пользователей менять привычный рабочий порядок. Практика показывает, что для успешного внедрения необходимо волевое решение руководства. Если менеджмент начинает работать в системе, то она по цепной реакции охватывает всю компанию. Однако, если на верхнем уровне система остается невостребованной, то эффект от проведенного внедрения оказывается под вопросом.
Другая проблема, с которой часто сталкиваются на практике поставщики СЭД, — недостаточный уровень управления ИТ-инфраструктурой в компаниях. Часто заказчик выставляет крайне высокие требования к создаваемой системе, но при этом его компания находится на начальном уровне зрелости с точки зрения ИT-инфраструктуры. Нет процесса администрирования, политики восстановления работоспособности оборудования, резервных мощностей.
Выходов в этом случае может быть несколько: выполнение проекта по развитию ИT-инфраструктуры перед внедрением бизнес-решения или снижение требований к внедряемой системе до момента улучшения инфраструктуры компании.
На сегодняшний день трудно оценить возможные трансформации рынка, поэтому заказчики и поставщики переходят в фазу ожидания. Очевидно, что кризис приведет к уменьшению как числа, так и масштабов ИТ-проектов. В тяжелых экономических условиях все больше компаний начинают думать о сокращении издержек.
Кризис станет проверкой устойчивости положения игроков на рынке СЭД. При этом крупные потребители, главным образом госструктуры, в рамках  реализации  федеральной целевой программы «Электронная Россия», вряд ли серьезно уменьшат свои расходы на эту статью. Новые заказчики (субъекты бизнес-деятельности) также начнут интересоваться решениями в области СЭД, поскольку это позволит им оптимизировать основные управленческие процессы. Выиграют в сложившейся ситуации ИT-компании, которые предложат готовые решения с быстрым циклом внедрения и хорошим соотношением цена-качество.
Эксперты прогнозируют, что снижение покупательной способности, а также вызванное кризисом недоверие отечественных заказчиков к западным продуктам, приведут к импортозамещению и росту спроса на отечественные системы, хотя при этом российским компаниям придется пережить первые месяцы шоковой реакции.
Как будет выглядеть рынок СЭД после кризиса? Если экономика страны не коллапсирует (есть основания верить, что этого не произойдет), то на развитие отрасли нынешние трудности повлияют положительно. Это своего рода естественный отбор, в котором на первые позиции выйдут наиболее оптимальные решения.
Автор: Андрей КОЛПАКОВ.
Опубликовано: 13.03.2009 15:57 0 3026
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев