Колеса в рассрочку

Опубликовано: 06.11.2008 14:47 0 3074

За несколько лет лизинг из довольно экзотического продукта превратился в массовое явление. С каждым годом рынок показывает более чем уверенный рост. Оптимисты видят в лизинге палочку–выручалочку для малого и среднего бизнеса. Сумеет ли этот финансовый инструмент потеснить банковский кредит? 


2007 году рынок лизинга в ЦФО рос впечатляющими темпами: с 31 млрд рублей до 86,4 млрд рублей (без учета Москвы). В Калужской области, в наиболее прозрачном сегменте рынка лизинга автотранспорта по итогам прошлого года работали всего 15 компаний, которые передали 235 компаниям и предпринимателям в лизинг автотехники на 353 млн рублей. К примеру, уже в этом году калужский офис Europlan передал в лизинг более 150 единиц авто- и спецтехники.
Чем привлекателен лизинг как финансовая аренда? Его характеризует длительный срок контракта и амортизация всей или большей части стоимости арендуемого имущества, будь то коммерческий автотранспорт, строительная техника или торговое оборудование. Фактически финансовая аренда представляет собой форму долгосрочного кредитования покупки. По истечении срока действия контракта арендатор может вернуть объект аренды, продлить соглашение или заключить новое, а также купить то же авто по остаточной стоимости. 
— Лизинг — та же аренда, но только с переходом прав собственности на объект лизинга к предприятию по окончании ее срока, — поясняют менеджеры калужского офиса лизинговой компании Europlan. — По сути дела, одновременно это и
покупка того же объекта лизинга в рассрочку, но только при этом финансирование предоставляется на длительный срок, что позволяет предпринимателю не замораживать оборотные средства, которые можно использовать для развития бизнеса. Лизинг — тот же банковский кредит, но с отнесением платежей по его погашению на себестоимость полностью, а не только в размере амортизации, как при кредите. 

Альтернатива для «малышей»
Многие предприниматели, обивая пороги банков в поисках инвестиций, смутно представляют себе, что такое лизинг. А ведь начинающему бизнесу получить долгожданный кредит в коммерческом банке не только крайне сложно, но и по ряду причин невозможно. Сегодня лизинговые компании все активней поворачиваются лицом к самой многострадальной части российской экономики — малому бизнесу. Лизингодатели смотрят на предпринимателей как на стратегического клиента. Причем не только в независимых компаниях, но и в банках, более консервативных в отношениях с малым бизнесом. Лизинг делает покупку транспорта более доступной и экономной для малого бизнеса и индивидуальных частных предпринимателей, способствуя росту рынка.
Медовый месяц в отношениях лизинга и малого бизнеса имеет весьма ощутимую подоплеку — либеральную законодательную базу, которая дает лизингодателям гигантское налоговое преимущество. Банковский кредит не может быть отнесен к числу затрат, проценты по нему платятся из прибыли предприятий, подпадая под соответствующий налог. Все лизинговые платежи классифицируются как затраты, тем самым освобождая предпринимателя от налога на прибыль. К тому же клиент не платит с объекта лизинга налог на имущество, поскольку до окончания контракта оно считается собственностью лизинговой компании, которая имеет право применять коэффициент ускоренной (тройной) амортизации. Это позволяет минимизировать налоговое бремя.
— Сверхзадачей лизингового законодательства была цель дать предпринимательству дополнительный ресурс развития. Предприятия малого и среднего бизнеса нуждаются в обновлении основных средств без отвлечения значительных сумм оборотных средств, — говорит гендиректор компании «ТрансКредитЛизинг» (Москва) Сергей Дергачев. — Лизинг в этом плане — универсальный инструмент и наиболее простой способ модернизации производства. Можно сказать, что для малого бизнеса он стал альтернативой классическому банковскому кредитованию.
По оценкам специалистов, сейчас лизинговые компании удовлетворяют до 40% заявок малого бизнеса. Это выше, чем количество положительных решений по кредитованию предпринимателей в банках. Главная причина: в случае с лизингом не встает вопрос залога — это ахиллесова пята в кредитовании малого бизнеса. Многие предприятия не имеют доступа к долгосрочному финансированию именно по этой причине. В других случаях все заканчивается тем, что бизнес несчастного заемщика оказывается под залогом, а это ограничивает его способность привлекать средства на другие цели. Еще один плюс лизинга — возможность маневра клиента в случае форс-мажора или изменений в бизнесе: от лизинга, в отличие от кредита, можно отказаться и вернуть его объект лизингодателю. В условиях неустойчивости многих российских бизнесов этот плюс — весьма серьезный для многих предпринимателей, особенно из числа тех, кто берется за проекты start-up.
— Услугами нашей компании воспользовались более 11 тысяч компаний более чем из 60 регионов. Все 40 тысяч контрактов были заключены с реально действующими успешными предприятиями из 38 отраслей, — говорит директор дополнительного офиса в Калужской области компании Europlan Евгений Трутнев. — Наши клиенты используют машины и оборудование, взятые в лизинг, для разных целей. Ведь сами лизингополучатели различаются по профилю — от крупнейших мировых банков до небольших семейных предприятий. 75% из них имеют численность сотрудников менее 100 человек. Тысячам компаний малого и среднего бизнеса мы помогли решить основную проблему — финансирование. Не секрет, что малый и средний бизнес испытывает наибольшую потребность именно в быстром беззалоговом кредитовании. Лизинг, где сам предмет является обеспечением, стал оптимальным решением и, по сути дела, альтернативой часто затрудненному кредитованию в коммерческих банках.

Проще не бывает
Принимая во внимание привлекательность лизинга как средства
легальной минимизации налогообложения, приведем еще несколько аргументов «за». Многим предпринимателям хорошо известно, какие дополнительные условия выставляют банки к заемщику, обратившемуся за финансированием: перевод денежных оборотов в кредитующий банк, введение неснижаемых остатков на счетах, дорогое расчетно-кассовое обслуживание. На первый взгляд, кредит имеет приемлемую ставку, а если посчитать все издержки в комплексе, он становится поистине «золотым». В лизинговой компании клиенты оплачивают только лизинговые платежи.
Хотя, как отмечают участники рынка, проблема непрозрачности подавляющего большинства российских предпринимателей мешает и в этом случае. Лизингодатели пошли здесь по пути банков: ввели в обиход скоринговую систему рассмотрения заявок клиентов, причем более лояльную и гибкую, чем традиционные банковские скоринг-системы. К примеру, специально для малого и среднего бизнеса компания Europlan предложила лизинг с ускоренным принятием решения (до 15 минут) и скоринговой системой без предоставления справок из банка и налоговой инспекции. Лизингодатели предъявляют к партнерам менее жесткие требования, принимают в расчет их неофициальные доходы. Причем часто система оценки клиентов сводится к двум-трем основным показателям бизнеса. По оценке самих бизнесменов, в среднем решение о лизинге принимается в четыре-пять раз быстрее, чем решение о выдаче кредита, и требует куда меньше затрат времени и бюрократических процедур.
— Для предприятий малого бизнеса лизинг по многим параметрам выгоднее банковского кредита, — считает руководитель представительства компании «Элемент Лизинг» в Калуге Геннадий Прохоров. — Лизинг более доступен, чем кредит, так как применяется упрощенный подход к анализу бизнеса клиента. У нас простая и понятная процедура сделки. Никаких скрытых платежей, четкий график на весь срок лизинга. Для получения автомобиля в лизинг, как правило, не требуется развернутого бизнес-плана. Достаточно заполнить анкету-заявку и приложить стандартный набор юридических документов (учредительные документы, бухгалтерская отчетность на последнюю дату). 
Одно из главных условий получения кредита в банке — наличие регистрации клиента в том регионе России, где находится банк. Для лизинговой компании место регистрации значения не имеет. Широкая филиальная сеть лизинговых компаний позволяет работать с клиентами из любого региона. 
Еще одним преимуществом лизинга является оперативность принятия решения. К примеру, в компании «Элемент Лизинг» решение о финансировании принимают в течение часа (по экспресс-продуктам). Срок же рассмотрения заявок для получения кредита в банке, как правило, значительно дольше. Впрочем, главный минус лизинга в сравнении с банковским кредитом также лежит на поверхности. Ставки лизинговых платежей пока еще выше кредитных. Но это не мешает самим банкам активно заниматься лизингом. 

Радужные перспективы
Владельцы малого и среднего бизнеса Калуги приобретают в лизинг грузовой и пассажирский транспорт, полиграфическое, торговое и производственное оборудование, то есть все то дорогостоящее имущество, стать обладателем которого за наличные денежные средства большинство из них было бы не в состоянии. Зачастую именно лизинг дает возможность предпринимателям наиболее безболезненно закупить новую технику и оборудование, не «выдергивая» из оборота предприятий значительных сумм. Так, доля калужского предпринимательского сектора у компании Europlan — около 4%. Многие крупные и средние предприятия уже воспользовались лизинговыми услугами. Среди них — такси, СМИ, застройщики, а также компании с участием западного капитала, активно развивающиеся в регионе в связи со строительством крупных автоконцернов.
— Рынок лизинга в Калуге достаточно хорошо развит, — считает Геннадий Прохоров («Элемент Лизинг»). — Регион обладает большим потенциалом и для дальнейшего развития, открывается все больше лизинговых компаний — как местных, так и федеральных. В последующие годы их количество будет только возрастать. 
По мнению Евгения Трутнева (Europlan), калужский регион не только не останется в стороне от развития отрасли, но и будет расти опережающими темпами по сравнению с другими областями ЦФО. Этому в полной мере будет способствовать развитие в регионе автомобильного кластера как точки роста региональной экономики в целом.
Лизинг корпоративного автотранспорта будет продолжать расти так же бурно, как и продажи автомобилей в России. Это объясняется все возрастающим разнообразием, популярностью качественных автомобилей и их ценовой привлекательностью. Послед­ние два года продажи автотранспорта растут темпами, превышающими 50%. Рост покупательной способности населения и бизнес-потребностей компаний стимулирует спрос на авторынке. Соответственно, увеличиваются и потребности в финансировании. 

Вполне вероятно, что лизинг для малого и среднего бизнеса станет в обозримом будущем еще более доступным и популярным финансовым инструментом, чем банковский кредит. Во многом это будет зависеть и от общей экономической ситуации, в частности от темпов роста инфляции.

Автор: Алексей УРУСОВ.
Опубликовано: 06.11.2008 14:47 0 3074
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев