Внутренний турпродукт

Опубликовано: 06.11.2008 14:24 0 3145

Въездной туризм в регионе — ниша малоосвоенная. Компании, предлагающие туры по родному краю, можно пересчитать по пальцам. это направление пока не приносит туроператорам реальной выгоды. Необходимо создание целой туристической отрасли, построенной на принципе частно–государственного партнерства. 


Весной этого года в Москве на конференции «Индустрия туризма-2008: регионы» управляющий партнер компании Strategy Partners Александр Идрисов в докладе «Рынок туризма в России — стратегия и возможности для роста» поставил диагноз отечественной индустрии: «Текущий вклад туризма в экономику России относительно низок, в т. ч. в регионах с высокой туристической привлекательностью». 
Действительно, доля туризма в ВВП Германии составляет свыше 10%. Россия же пока не дотягивает и до 3%. Однако международные организации считают нас привлекательным направлением, прогнозируя к 2020 году 9-е место среди стран — лидеров по количеству туристических прибытий. Увеличение количества прибытий платежеспособных иностранных туристов свидетельствует о растущем интересе к нашей стране. Несмотря на пока относительно невысокую долю, российские туристы все активнее путешествуют внутри своей страны. По мнению участников рынка, рост личного благосостояния будет способствовать значительному увеличению расходов россиян на внутренний туризм, в случае наличия соответствующего предложения. По данным ВЦИОМ, в 2007 году 82% опрошенных россиян провели отпуск дома или на даче, 7% — на черноморском побережье, 9% — в других местах России и только 2% — за рубежом.

Сервис хромает
Несмотря на рост в последние годы количества гостиниц, обеспеченность российских регионов гостиничной инфраструктурой значительно меньше, чем во многих странах мира. Так, в Италии на 1 000 жителей приходится 35 мест, в Испании — 36. В Центральном федеральном округе России — всего 3,4. «Доля сертифицированных гостиниц в России пока мала, но даже в таких гостиницах многие клиенты остаются недовольны качеством обслуживания, — говорит Александр Идрисов (Strategy Partners). — Опрос туроператоров также подтвердил, что одной из главных причин, препятствующих развитию въездного туризма, является дефицит современных гостиниц в регионах РФ и качество обслуживания в них». 
Мы пока значительно отстаем от многих европейских стран по обеспеченности тематической развлекательной инфраструктурой, к примеру, аквапарков. Для многих регионов существует проблема транспортной доступности туристических центров. Плюс извечная российская беда — плохие дороги. Во многих регионах не создана предпринимательская среда, которая необходима для развития туристической отрасли. Так, в Европе более 70%, занятых в туризме, работают в малом бизнесе. 
Существует и высокий дефицит квалифицированного персонала, способного предложить качественное обслуживание туристов. У молодых кадров отсутствуют практические профессиональные навыки, проявляется слабое знание иностранных языков. К тому же их нужно учить позитивному восприятию сервиса и культурному отношению к гостям.

Рецепт для регионов
По мнению специалистов управляющей компании Strategy Partners, для раскрытия потенциала туристической отрасли региональной администрации необходимо реализовать целый комплекс мероприятий. Во-первых, обеспечить наличие конкурентоспособной концепции развития туризма в регионе. Многие российские регионы таковой вообще не имеют, либо их стратегии характеризуются неглубоким уровнем проработки. Согласно практике, разработка стратегической концепции развития туризма должна включать несколько шагов. Необходимо определить потенциальный объем туристического потока и его структуры, выделить целевые клиентские группы, структуру и содержание предложения туристического продукта с учетом потребностей целевой группы потребителей и возможностей региона. Затем сформировать туристический продукт для целевых клиентских групп, с учетом планируемого объема и структуры туристического потока. Определить потребность в создании различных типов туристической и базовой инфраструктуры, сферы услуг. 
Во-вторых, необходимо выявить прочие проблемы, не связанные с инфраструктурой, которые сдерживают развитие туризма в регионе. Это, как правило, нехватка квалифицированных кадров или барьеры для развития малого предпринимательства. 
В-третьих, разработать мастер-план, план маркетинга и комплекс мероприятий по привлечению частных и государственных инвестиций, обеспечить управление реализацией выбранной стратегии и развитием туризма в регионе. Ну и, конечно же, важно обеспечить продвижение региона на туристическом рынке. 
— Мы просто обязаны превратить туризм в одну из самых развитых отраслей нашей экономики, — считает губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. — Мы будем поощрять создание и продвижение на рынок новых туристических продуктов, улучшение качества сервиса, обеспечение комфорта и безопасности туристов, доступные цены на услуги. В развитии туристической инфраструктуры более активно должны использоваться принципы частно-государственного партнерства. Увеличение потока туристов позволит существенно пополнить доходы бюджетов всех уровней, особенно муниципальных.

Калужские брэнды 
Культурно-исторический и туристический потенциал Калужской области должен работать на каждого ее жителя. Об этом было заявлено на 14-й международной выставке «Отдых-2008», состоявшейся в конце сентября в Москве. В ее рамках впервые широкой деловой общественности были презентованы уникальные проекты межрегионального уровня: «Калужский меридиан» и «Серебряная нить России». Проекты позволят привлечь на формирование базовой инфраструктуры туризма как федеральные средства: дороги, коммуникации, социальные объекты, — так и частные инвестиции для открытия гостиниц, кемпингов, развлекательных центров. Появятся предпосылки и для развития агротуризма и историко-познавательного отдыха. Уже есть первые показательные примеры, ставшие региональными брэндами: Никола-Ленивец в Дзержинском районе и «Этномир» под Боровском.
Проект «Калужский меридиан» объединил туристический потенциал Калуги, Боровского, Малоярославецкого и Жуковского районов. Здесь расположено уникальное поселение «Этномир», не имеющий аналогов в России. Это и старейший Боровский монастырь как центр старообрядчества, парк птиц, музей великого полководца Георгия Жукова, город Малоярославец, где прервалось покорение Европы Наполеоном. Следующее направление проекта: «Калуга космическая». Это места, связанные с жизнью и деятельностью великого ученого К.Э. Циолковского. 
Стратегический проект «Большое Золотое кольцо», включающий все соседние области вокруг столицы с их богатейшим ресурсным потенциалом. Это направление могло бы стать крупнейшим туристическим звеном России и, в свою очередь, создавать предпосылки для самостоятельного развития различных сегментов «Золотого кольца». Каждая из областей аналогично может дополнить данный проект какими-то своими уникальными брэндами. 
Калужский сегмент «Большого Золотого кольца» уже получил название «Серебряная нить России». Этот межрегиональный проект объединил в направлении по Оке Перемышльский, Ферзиковский и Тарусский районы с уникальными, перспективными для инвесторов, объектами усадеб Авчурино, Ахлебинино, Городня. В проект включены: туристический комплекс «Золотой плес», природный парк «Сергиевское» в Ферзиковском районе, дача Рихтера, парк развлечений «Тарусская сказка» и другие интересные культурно-исторические объекты.
Козельская зона представлена паломническими турами в древний Козельск, Оптину Пустынь, Шамордино и мужской монастырь Спаса Нерукотворного в селе Клыкове, Спасово поселение. В Болвинской туристической зоне планируется активно развивать агротуризм и охотохозяйства. Мещевская зона может привлечь туристов древним Георгиевским монастырем. Из этих мест родом предки Петра I —Лопухины, Стрешневы и Нарышкины. 

Инвестиционный подход
На международной выставке «Отдых-2008» министр спорта, туризма и молодежной политики Калужской области Алексей Никитенко обсудил с заместителем руководителя Федерального агентства по туризму Евгением Писаревским возможности развития туристического ресурса калужского региона. Бесспорно, туристическая отрасль может стать мощным стимулом для пополнения бюджетов, развития как сельских территорий, так и в целом всей области. С другой стороны, активно содействовать развитию предпринимательства: открытию новых мини-отелей, придорожных кафе, небольших ресторанов, магазинов сувенирной продукции и
т. д. Сектор малых предприятий как раз и будет ориентирован на обслуживание въездного туризма. 
— Наша цель — создать необходимые благоприятные условия для развития въездного туризма в Калужской области, — отметил Алексей Никитенко. — Для того, чтобы в процесс развития рынка услуг включились рыночные механизмы, необходимо насыщение рынка туристическим продуктом и здоровая конкуренция. Это, в свою очередь, требует осуществления крупных инвестиционных проектов. Туристический потенциал Калужской области не уступает таким признанным брэндовым областям, как Тверская, Владимирская и другим. В нашем регионе созданы благоприятные условия для привлечения инвесторов, в том числе в сфере туризма. Несомненно, что активизация деятельности предприятий туристской индустрии
повлечет за собой развитие целого комплекса других отраслей (сфера обслуживания, строительство, транспорт, сельское хозяйство), создавая условия и предпосылки для их совершенствования. При этом основной задачей, стоящей перед отраслью, является повышение вклада туризма в социально-экономическое развитие Калужской области. 
Сейчас министерство приступило к разработке инвестиционной политики, нацеленной на мобилизацию существующих и привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов, для реализации долгосрочных, крупномасштабных, в том числе межтерриториальных проектов, направленных на устойчивое развитие туристской отрасли Калужской области.
По словам Алексея Никитенко, в интересах развития туризма целесообразно, чтобы крупные инвестиционные проекты, наряду с экологической, проходили и туристскую экспертизу, а также включали в проектную документацию туристскую составляющую. Этот организационно-экономический механизм обеспечит приток дополнительных инвестиций в сферу туризма и ускорит развитие инфраструктуры. Наряду с этим, следует оказывать содействие созданию и эффективному развитию в области прогрессивных форм организации туристического бизнеса (туристские корпорации и консорциумы), ориентированных на углубление процессов интеграции и решение крупных межтерриториальных проблем развития туризма. Переход к рыночным отношениям требует решения новой, еще неразработанной проблемы, связанной с формированием у организации индустрии туризма конкурентных преимуществ и рассмотрения данного вопроса с точки зрения комплексного подхода. В том числе с учетом развития новых организационных форм и отношений управления, а также использования брэндинга для продвижения и сбыта туристских продуктов и услуг. 
Судя по первой серьезной презентации на выставке «Отдых-2008», Калужская область намерена позиционировать себя не только как мощный автопромышленный центр, но и как туристический регион с богатым прошлым, уникальными историческими и природными памятниками. 

Автор: Алексей УРУСОВ.
Опубликовано: 06.11.2008 14:24 0 3145
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев