Автомобиль с отсрочкой

Опубликовано: 10.04.2009 09:28 0 2930

В прошлом году 20 калужан из каждой тысячи стали владельцами новых автомобилей. В результате регион вошел в список субъектов РФ, где рейтинг покупок транспортных средств, согласно их регистрации, оказался выше среднего по стране. Но это вовсе не означает, что авторынку калужского региона удастся избежать тяжелых времен.

В 2008 году больше всего новых автомобилей приобретали в Москве — на каждую тысячу жителей примерно 44 машины. Следом за столицей идут Тюменская, Московская и Самарская области. Калужский регион находится в списке рядом с Липецкой областью и республикой Удмуртия. Замыкают рейтинг Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область, где в прошлом году было зарегистрировано менее одного нового автомобиля на тысячу жителей.
По данным исследования, проведенного аналитическим агентством «Автостат», 20 человек из тысячи, позволившие себе в прошлом году покупку нового автомобиля, — это почти в два раза меньше, чем в развитых европейских странах, где аналогичный показатель составляет в среднем от 30 до 40 человек.

Скорость падения
В абсолютном исчислении суммарный объем продаж легковых автомобилей на первичном рынке (включая импорт подержанных автомобилей первой регистрации в России) за 2008 год составил 3 612,2 тысячи. По сравнению с 2007 годом рынок «легковушек» вырос на 17,5%. Объем продаж отечественных автомобилей составил 656,6 тысячи, сократившись на 8,9%. Продажи иномарок российской сборки увеличились с 438,9 до 583,6 тысячи автомобилей, определив прирост на 33%. Одним из крупнейших автодилеров калужского региона — компанией «Дженсер» — в 2008 году через сеть автосалонов реализовано свыше четырех тысяч новых иномарок.
Однако общий прошлогодний позитив на деле оказался весьма условным. Так же стремительно, как он рос с начала 2008-го, автомобильный рынок стал падать во второй половине года. И эта тенденция продолжилась в первые месяцы 2009 года. По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России в январе 2009 года сократились в среднем на 33% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В феврале падение продаж продолжилось и составило 38% по отношению к февралю предыдущего года. При этом самым популярным брэндом в России, по данным АЕБ, остается отечественная Lada. На втором месте — Chevrolet, на третьем — Ford. По уровню прошлогодних продаж иномарок тройка лидеров выглядит следующим образом: Ford Focus (без учета C-Max) — 93 496, Chevrolet Lacetti — 81 656, Renault Logan — 74 300 штук.
Калужские автодилеры не торопятся оглашать статистику продаж за 2008 год. Однако можно предположить, что основные тенденции местного рынка не сильно отличаются от общероссийских. Тем не менее, вряд ли кто-нибудь сегодня рискнет вести речь о снижении цен на новые автомобили, скорее наоборот. В качестве одного из вариантов предлагается сохранение ценовой планки прошлого года, а также всевозможные скидки, которые, впрочем, существенно не влияют на итоговую стоимость автомобиля. Президент УК «Автоэлектроника» Андрей Перчян считает, что российский авторынок вступил в стадию рецессии. Непростая ситуация сложилась на АвтоВАЗе, ГАЗе, УАЗе-Дэу — предприятия загружены на 60%. По его прогнозам, продажи автомобилей в 2009 году упадут на 15-20%.

Буксировочный кредит
Планируется, что после 20 марта ряд банков с государственным участием не менее 50% капитала начнет выдавать кредиты на приобретение отечественных автомобилей по льготным ставкам. Предположительно, это будут Сбербанк, ВТБ и Россельхозбанк. Между тем последний уже объявил о том, что заключил с АвтоВАЗом собственное генеральное соглашение о сотрудничестве в области льготного кредитования на покупку автомобильной техники.
Напомним, что согласно правительственному проекту государство возместит гражданам, которые возьмут кредиты на покупку машин, собранных на территории страны, две трети ставки рефинансирования ЦБ, то есть 8,66%. Срок кредита при этом не должен превышать трех лет, а стоимость приобретаемого автомобиля — 350 тысяч рублей. В «льготный список» вошли все автомобили АвтоВАЗа («классика», Lada Samara, Kalina и Priora), а также иномарки российской сборки — Fiat Albea, Renault Logan, Kia Spectra и Skoda Fabia (калужская сборка). Сюда же попали внедорожники Chevrolet Niva, UAZ Patriot, а также седан Volkswagen Jetta (калужская сборка) и Ford Focus, чьи базовые комплектации дороже 350 тысяч рублей, хотя именно эта планка является предельной для субсидирования процентной ставки по кредиту.
Льготная ставка будет учитываться по обычным программам банка. К примеру, сейчас средняя ставка Сбербанка по автокредитам составляет 15%. С учетом субсидий ее можно снизить до 6-7%. Однако, по словам заведующей «Центром ипотечного и потребительского кредитования» Калужского отделения Сбербанка России Яны Алдошиной, механизм предоставления льготных кредитов будущим автовладельцам в настоящее время отсутствует, и заметного притока заемщиков пока не наблюдается. В целом с помощью государственных субсидий в 2 млрд рублей планируется продать около 145 тысяч машин, производимых на территории России.

Российские долгожители
Когда же ситуация на автомобильном рынке начнет улучшаться? Большинство автодилеров сходятся во мнении, что как на федеральном, так и на региональном уровне это случится не ранее 2011-2012 годов. Аналитики компании PricewaterhouseCoopers считают, что и в отношении кредитования ситуация выглядит не слишком перспективной. При положительном (базовом) сценарии развития, по версии PwC (доллар не поднимется выше 35 рублей), лишь 20% автолюбителей посчастливится получить кредит на покупку автомобиля. При отрицательном (пессимистическом) прогнозе (37 рублей за доллар) — всего 10%. Кстати, по итогам 2008 года доля автомобилей, приобретаемых в России в кредит, составила 31%.
В таких «антикредитных» условиях падение продаж неизбежно. В базовом сценарии PwC прогнозирует его примерно на уровне 25%, до 2,3 млн автомобилей в год. Пессимистический сценарий допускает падение продаж на 50%, а общий годовой объем автомобильного рынка России снизится до 1,6 млн. Это неизбежно приведет к увеличению среднего срока службы автомобиля, который сейчас составляет примерно 17 лет. Для сравнения: аналогичный показатель в Европе — около 14 лет. В настоящее время в год «выбывает» порядка 6% от всего парка. Согласно прогнозу PwC, предполагаемый уровень «автомобилизации» страны в 400 машин на 1 000 жителей будет достигнут лишь к 2025 году, что на пять лет отодвигает озвученную ранее экспертами дату.

Автор: Михаил НЕВИЖИН.
Опубликовано: 10.04.2009 09:28 0 2930
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев