Временный ресурс

Опубликовано: 06.11.2008 14:33 0 3178

Многие компании стараются использовать различные методы для сокращения издержек на персонал, стремясь
при этом обеспечить себе максимально высокое качество работающих сотрудников. Как следствие, рекрутинговые компании все чаще предлагают услугу — лизинг персонала. 

В западных странах вместе с появлением новых технологий и отраслей стали возникать и бурно развиваться консалтинговые компании, предлагающие своим клиентам всевозможные услуги по оптимизации бизнес-процессов. Эта тенденция не могла не коснуться и такой тонкой и уязвимой сферы, как управление человеческими ресурсами. 
Среди рекрутинговых компаний наиболее популярен staff leasing (лизинг персонала) — схема, по которой агентство предоставляет находящихся в его штате сотрудников клиенту на относительно длительный срок: от трех месяцев до нескольких лет. В основном это практикуется в тех случаях, когда услуги квалифицированного специалиста востребованы с определенной регулярностью. Сегодня практически все известные кадровые агентства Калуги оказывают услугу — лизинг персонала.
Собственно временный и сезонный персонал (temporary staffing) используется в краткосрочных проектах или на работах, имеющих срок от одного дня до двух–трех месяцев. Здесь, как правило, речь идет о найме административного и обслуживающего персонала на время проведения выставок, конференций, маркетинговых исследований, промо-акций, на время болезни или отпуска штатных сотрудников. Кадровое агентство само подбирает работников, заключает с ними гражданско-правовые договоры и полностью несет за них ответственность.
В случае выведения персонала за штат (outstaffing) агентство не подбирает сотрудников, а оформляет в свой штат уже существующий персонал компании–клиента. При этом сотрудники продолжают работать на прежнем месте и выполнять свои функции. Агентство становится формальным работодателем, неся при этом все обязательства: заключение трудовых контрактов с персоналом, ведение трудовых книжек, отчисления в установленные законодательством фонды, взимание подоходного налога, оформление отпусков и больничных листов, предоставление всех необходимых справок и т. п. Как правило, подобный способ избирается в том случае, когда компания по каким-либо причинам не может содержать сотрудников в штате. 
При аутсорсинге (outsourcing) компания передает какую-либо из своих функций внешней компании (подразделению другой компании). Клиент как бы покупает у фирмы услугу, а не труд конкретных работников. Как правило, на аутсорсинг переводят работы, необходимые для поддержания жизнеобеспечения компании, но не являющиеся профильными для нее. Это может быть обслуживание компьютерных сетей, логистика, PR, маркетинговые исследования или даже уборка помещений. 

Кризисная практика
Первыми потребителями услуги на отечественном рынке стали иностранные компании. Осваиваясь в России, они не хотели принимать на себя риски, связанные с введением в штат большого количества персонала, особенно из числа россиян. Если в начале 90-х компании использовали эту услугу в незначительных объемах, то после кризиса 1998 года ситуация коренным образом изменилась. Иностранные компании были вынуждены сокращать персонал и выводить его за штат с целью возможной минимизации расходов. 
Отечественные компании после волны массовых увольнений осени 1998 года оказались перед иной проблемой. Чтобы удержаться на плаву, было необходимо проводить определенный объем сделок. Но содержать постоянный персонал в штате компании многим фирмам оказалось уже не по карману. В то время была распространена схема: постоянных работников отправляли в отпуск «без сохранения содержания», а на их место нанимали сотрудников из числа безработных. Расчет строился на том, что напуганные массовой безработицей люди согласятся работать за меньшие деньги. До истечения испытательного срока договоры расторгали, и у фирмы появлялась возможность нанять новых временных работников. Но вскоре стало очевидно, что бесконечно совершать прием и увольнение сотрудников, находящихся на испытательном сроке, нельзя. К тому же, как показала практика, приходящие с новым набором сотрудники оказываютсявсе менее и менее профессиональны. 
Постепенно рынок труда стал возвращаться в свое прежнее состояние. Работодатели обнаружили, что многочисленный персонал, принятый в штат, не является острой необходимостью для полноценного функционирования бизнеса. 

Три причины
Кадровая стратегия различных фирм в первую очередь связана со спецификой бизнеса. Одни компании инвестируют значительные суммы в развитие и обучение работников, стараясь свести к минимуму расходы на временно привлеченный персонал и используя его только для выполнения краткосрочных заданий. Другие предпочитают нанять временных работников и именно таким образом одновременно свести к минимуму и свои риски, и расходы. Возможность адаптироваться к краткосрочным изменениям рынка на организационном уровне существенна для компании, стремящейся быть успешной. Необходимую гибкость ей дает именно использование временного персонала. 
Существуют три основные причины, заставляющие фирмы прибегать к услугам кадрового агентства по подбору временных работников или для привлечения на определенный срок специалистов, которые числятся в штате агентства. 
Первая — это временная потребность компании в высококвалифицированных специалистах. Здесь могут быть как краткосрочные, так и среднесрочные проекты, выполняемые фирмой для внешнего заказчика. Очевидно, что искомый специалист достаточно редок, чтобы его можно было найти по объявлению в газете. 
Вторая причина — существование в компании вакантных мест на короткий период. Например, на период отпусков или праздников. Кроме того, гораздо проще прибегнуть к услугам, скажем, наемного референта-переводчика из агентства, чем тратить время и силы на самостоятельный поиск сотрудника, которого все равно придется уволить. 
Третья группа причин найма временных работников — сезонность бизнеса некоторых компаний. В первую очередь это относится к фирмам, использующим большой объем низкоквалифицированного труда. Существуют целые группы компаний, сам бизнес которых зависит от сезонных колебаний спроса. В пик сезона штат компании расширяется и так же быстро сокращается, когда спрос на данную услугу проходит. И так до следующего сезона. 
Наглядный пример — туристический бизнес. В пик сезона туроператоры набирают дополнительный персонал, иногда превосходящий по численности основной штат компании. «Мы знаем несколько пиков выездной активности: лето, Рождество и Новый год, весенние школьные каникулы и майские праздники, — говорит топ-менеджер одного крупного туристического агентства. — За три недели до этих дат мы увеличиваем штат вдвое за счет пенсионеров и студентов. Кто-то ведь должен занимать очереди в посольствах, получать билеты и сопровождать группы». 
И, наконец, рекламные и маркетинговые компании, использующие при выполнении определенного заказа большую группу временных работников. В основном речь здесь идет о промо-акциях или массовых социологических опросах. 

Плюсы и минусы
Что касается лизинга персонала, то, по мнению специалистов–рекру­теров, услуга имеет и плюсы, и минусы. Среди преимуществ: получение квалифицированного персонала в нужном количестве и за короткий срок, уменьшение объемов кадрового делопроизводства, снижение затрат на компенсационные пакеты, отсутствие простоев, если временный работник заболел или ушел в отпуск, так как по контракту агентство обязано предоставить замену на этот срок, возможность менять работников неограниченное количество раз, если они не подходят по тем или иным причинам, и пригласить понравившегося сотрудника к себе в штат, а значит, избежать затрат на поиск и подбор персонала. 
Безусловно, использование временного персонала — не панацея на все случаи жизни. Есть и недостатки. Это кажущаяся дороговизна по сравнению со штатным персоналом. Компания платит за услуги кадровому агентству в среднем 12–18% от суммы фонда оплаты труда и единого социального налога. Кроме того, на всю сумму начисляется НДС. Ну и возможное снижение лояльности сотрудников по отношению к компании. 
Представление о временном персонале исключительно как о неквалифицированной рабочей силе безнадежно устарело. Конечно, для проведения рекламной раздачи зубной пасты на улице нет нужды привлекать профессиональных актеров или маркетологов. Но практически во всех отраслях высококвалифицированные специалисты могут быть приглашены на работу временно. И этим все активнее пользуются работодатели.

Автор: Сергей ПРОХОРОВ.
Опубликовано: 06.11.2008 14:33 0 3178
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев