Книга Сукачева спасла Бирюлина от режиссерского гнева

Опубликовано: 01.12.2010 09:48 0 3083

Спектакль «Дом восходящего cолнца» вот уже два года неизменно собирает аншлаги, а исполнитель главной роли актером себя не считает и уволился из театра.

В Калуге появились хиппи
Вокруг этой постановки - настоящий ажиотаж: билеты раскупаются за несколько месяцев, а молодые актеры стали популярными и узнаваемыми. За два года спектакль посмотрели около 30 тысяч человек: калужане, туляки и москвичи. Увидеть и услышать «Дом cолнца» специально приезжают из других городов. У спектакля за это время появились постоянные поклонники, у которых пробудился интерес к давно позабытой субкультуре хиппи. О спектакле не раз писала столичная пресса. Режиссеру Александру Плетневу после успешного показа «Дома cолнца» на московском фестивале «ПостЕфремовское пространство» театральные продюсеры предложили сделать из спектакля антрепризу и катать ее по всей России. А актер Григорий Бирюлин, исполнитель главной роли - Солнца, на днях уволился из театра.
- Только не в театре, - категорически заявил Григорий, когда я наконец-то дозвонился до него, чтобы напомнить о встрече для интервью. - Давай, через часик подкатывай в бар «Башня». - Извини, только проснулся: вчера с байкерами из мотоклуба «Джокерс» переговоры вел о выступлении нашей группы у них на предстоящем празднике - засиделись немного.

Я не актер - я музыкант
- Из театра я уволился, но в спектакле продолжаю играть, - спокойно сообщает звезда калужской сцены, потягивая холодное пиво из большой кружки.
- А я тебе хотел задать столько вопросов о театре, о высоком искусстве, о твоем видении будущего, о взаимоотношениях между актерами...
- Успокойся! – морщась, обрывает Григорий. - Я не актер. Театр, вот именно здание, актеры в нем, а особенно администрация, и вообще - все, что там происходит, не имеет ко мне, по большому счету, никакого отношения.
Точнее, имеет, точно такое же, как и вон тот магазин, - и небрежно кивает копной своих рыжих волос в сторону окна, на холодную осеннюю улицу и входящих в продовольственный магазин озябших людей. - Театр - необходимость, данность, что ли, на вот этом конкретном моем сегодняшнем промежутке времени.
- А что же тебе не нравится в театре?
- Все, что не касается сцены. Условности. Неискренность. Глупость. И уверенность актеров в том, что они занимаются тяжелым трудом. А на самом деле лицедейство - это халява. Актеры - не шоферы, не грузчики и не уборщицы. И от них не зависит жизнь человека, как от хирурга. Наделил Бог талантом, поучился немного, и актерствуй себе на здоровье. Но не ври, что это тяжкий труд. Радуй других и радуйся, что тебе так в жизни повезло.
- Но ведь ты же учился на театральном курсе…
- На калужский курс ГИТИСа я поступал, когда еще в пединституте на биофаке учился. Тогда я был в очередной академке и решил стать актером. Сподвиг меня на это  Александр Борисович Плетнев. Но, проучившись год, я понял, что это профанация. Мне стало неинтересно, и я укатил в Питер.
- И чем там занимался?
- Бездельничал. На улицах, в переходах играл, на квартирниках пел свои песни. Потом вернулся - надо было доучиваться в институте.

Зачем мне «корочки» театральные?
- Но в конце концов оказался опять в театре. И сегодня занят как актер в пяти спектаклях. А прошлым летом должен был начать учиться в Ярославском театральном училище, но не доехал. Почему?
- В театр я вернулся звукооператором. Надо было где-то работать. Не в школе же учителем! Хотя, если припрет и есть будет нечего - пойду в школу, дети меня слушаются. А с Ярославлем - это все затеи Плетнева сделать из меня актера. Опять же - условности. Надо, чтобы «корочки» были. А мне «корочки» не нужны.
У меня вообще с «корочками» как-то не складывается. Окончил музыкальную школу по классу флейты, а где свидетельство - не знаю. В художественной школе даже на выпускной пришел, а документ об окончании забрать забыл. Дело-то не в «корочках» - в головах. Я в театр прихожу потому, что там Творит Плетнев. И попал я туда благодаря Александру Борисовичу. Хотя меня, наверное, тянуло в театр. Ну не именно в калужский, а в театр как таковой.
Вообще, в моей жизни цепь очень важных случайных неслучайностей происходила и продолжает происходить благодаря Плетневу. Если я встречаю интересных людей - как правило, они обязательно как-то связаны с Плетневым. К примеру, зав. музыкальной частью театра, создатель музыкального обрамления «Дома солнца» Шафраненко. Это потрясающий музыкант! Сергей сегодня играет в моем становлении как музыканта огромную роль.
- Становлении? Мне казалось, ты уже сложившийся гитарист.
- Да что ты, родной?! Если ты хочешь чего-то достигнуть, должен учиться всю жизнь, и еще не факт, что научишься, - это мое глубокое убеждение.
- А что за новый проект вы готовите?
- Пока рано говорить. Но это будут не кавер-версии, которые мы играем в спектакле. Это будет наша музыка, наши песни - ни на что не похожие.

Привез киноповесть, чтобы не ругали
- Я слышал такую историю от самого Плетнева, что спектакль появился благодаря тебе. Ты подарил ему книжку Гарика Сукачева. Он прочитал ее и поехал в Москву спрашивать у автора разрешение на постановку.
- Нет. Я думаю, Плетнев бы и без меня к этому пришел. Он же слышал о том, что Гарик начал съемки фильма по своему произведению. Но книжку на самом деле подарил ему я. А дело было так.
Меня послали в командировку в Москву: купить всяких погремушек и свистулек для оформления постановки шекспировской «Двенадцатой ночи». Дали денег. Деньги закончились быстро - я даже ничего купить не успел. Пиво там - ну очень дорогое…
Иду по Москве, думаю, выкручусь как-нибудь, у друга Манкевича выпрошу бонги - у него полно всякой диковинки музыкальной, но ведь разбирательства все равно не миновать!
Так размышляя, я зашел в книжный магазин и увидел книжку Сукачева. На нее как раз только денег и осталось. Дай, думаю, куплю, порадую Плетнева. Он Сукачева любит – может, не так сильно ругаться будет.
Приезжаю в Калугу, говорю Плетневу: «Вот подарок вам от меня». Он, как увидел книгу, так давай причитать: «Ты знаешь, что привез?! Ты не знаешь!» И куда и зачем посылал меня - уже просто забыл. Так я был спасен и прощен.
- В Москве на фестивальном показе «Дома солнца» как актер ты играл неважно. Несмотря на это, Сукачев досмотрел спектакль до конца, смеялся, много аплодировал, а на банкете жал тебе руку и благодарил. За что? Что говорил?
- Играл я отвратительно, потому что я не актер и не играю, а живу на сцене. В каждом спектакле Солнце - это я. И завишу от настроения и других жизненных обстоятельств. Все, о чем говорю со сцены словами своего героя, - это правда. За каждое слово я в ответе и могу расписаться под этим своей кровью.
Сукачев сказал, что наша постановка - самостоятельное произведение и он уже не отождествляет себя с ним. Говорил: «Сам сделал - хорошо, вы сделали – здорово!» Он идет дальше. Он постоянно в пути, в поиске.  

Мы попрощались с Григорием – он спешил. Сегодня у него репетиция. И завтра. А потом -  спектакли. Вечером 2 декабря: в комедии «Плоды просвещения» по Толстому 30-летний Бирюлин перевоплотится в старого повара. В пятницу, 3 декабря,  он будет играть в новом спектакле «Экспонаты», поставленном молодым режиссером Константином Солдатовым, а 5 декабря (это будет воскресенье) в очередной раз станет Солнцем в «Доме восходящего солнца».


Автор: Александр Фалалеев.
Опубликовано: 01.12.2010 09:48 0 3083
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев