В 2012 году троллейбусы вместе с остальным муниципальным транспортом обошлись городской казне примерно в 50 миллионов рублей. Управление калужского троллейбуса уже давно стало убыточным.
— Сегодня учтена каждая копейка городского бюджета, и просто так поддерживать троллейбусное управление мы не можем, — объявил городской голова Николай Полежаев.
Для того чтобы избавиться от долгов, в середине года снова будет поднята стоимость проезда.
У решения об увеличении стоимости довольно четкое экономическое обоснование: не хватает денег на закупку новых троллейбусов, на ремонт машин, работающих на маршрутах, на увеличение зарплаты сотрудникам, которые сейчас получают значительно меньше среднестатистической по региону, а значит, возникает дефицит кадров.
— Те 11 рублей, которые стоит проезд в троллейбусе, не покрывают затрат, которые сегодня несет троллейбусный парк. И он получает порядка 4–4,5 миллиона убытков ежемесячно, — говорит о сложившейся ситуации Николай Полежаев. — У нас в гостях была делегация из Вологды. У них уже 2 года стоимость проезда — 16 рублей. И троллейбусное управление города сегодня самостоятельно решает все вопросы ремонта парка и повышения зарплаты — без вмешательства городского бюджета.
Городские экономисты подсчитали: чтобы калужские троллейбусы стали рентабельными, проезд в них должен стоить не менее 15 рублей. Осталось только утвердить новый тариф в региональном министерстве конкурентной политики и тарифов. Сделать это обещают к 1 июля.
Однако сегодняшняя стоимость проезда в троллейбусе вполне отражает качество транспортных услуг. Большинство машин сделаны в прошлом тысячелетии — проржавевшие, с щелями в дверях и окнах, с подранными сиденьями. И эти практически музейные экземпляры приходится ждать на остановках по полчаса. Николай Полежаев сам признал, что существующих сегодня троллейбусов недостаточно для города. Да и те, что есть, с трудом проезжают по калужским дорогам. Относительно небольшие ямы на проезжей части, которые автобусы преодолевают с легкостью, для троллейбусов становятся серьезной преградой. Пару столкнувшихся на перекрестке машин «рогатому» объехать тоже сложно, особенно если он старой модели, без встроенных аккумуляторов, и без электрических проводов не может проехать и метра. Об интервале движения троллейбусов говорить вообще не приходится. В общем, за что платить больше — непонятно. И как повысить привлекательность общественного транспорта, чтобы и автолюбители пользовались им для передвижения по городу, — тоже.
С другой стороны, без повышения тарифа вряд ли удастся улучшить качество обслуживания. Получается замкнутый круг, вырваться из которого решили за счет жителей города.
Почему-то, обсуждая убыточность троллейбусов, в городе никогда всерьез не рассматривают возможность, пусть гипотетическую, вовсе отказаться от «рогатых», хотя называть этот вид транспорта экономным при его ежегодных многомиллионных убытках смешно.
Создавать новые троллейбусные маршруты в активно растущей Калуге — проблемно. Нужно прокладывать контактную сеть, а это дополнительные затраты. Возможно, в городе пора отказаться от троллейбусов и перейти на вместительные комфортные автобусы, которые — ради экологической составляющей — могут быть и на электрической тяге.
Автор: Ольга ПАВЛЮК.
Фото: Игорь РУЛЕВ.