Стежок в воздухе

Опубликовано: 01.10.2009 11:21 0 2635

Если споры о наиболее актуальном силуэте не прекращались никогда, то о фактуре порой забывали. Но мода — дама изменчивая. В коллекциях ведущих дизайнеров сейчас все чаще сочетаются кожа, мех, шелк, шерсть и появляется один из самых соблазнительных, женственных и загадочных материалов — кружево. Правда, сегодня на подиумах и в повседневной жизни очень мало целомудренного кружева времен викторианских воротничков. Гораздо больше соблазнительного, как на дорогом нижнем белье, прозрачного и чувственного.

По легенде, простой итальянский моряк, вернувшись из далекого плавания, подарил своей терпеливой возлюбленной привезенную издалека морскую водоросль, которую мореходы из-за изысканного и тонкого переплетения называли «кружевом русалочки». Когда любимый снова отправился в долгое плавание, его скучающая дама сердца в память о своем милом начала плести кружево, взяв за образец его подарок.
 В каждой легенде есть доля правды. Считается, что в основе этого тонкого искусства лежит самое что ни на есть демократичное и грубое плетение сетей на средиземноморских рыбацких промыслах.
 У итальянского кружева самая давняя история и самые древние традиции.

Самым известным было, конечно же, венецианское кружево, история которого окружена романтическим ореолом.
Именно для венецианского кружева, которое состоит из крошечных стежков, сделанных простой иглой с нитью, без тканевой основы, рисовали эскизы великие итальянские художники, которые не гнушались именно так реализовывать свои творческие амбиции.
Еще в XVI веке здешние мастера придумали ткань, которую называли punto in aria (стежок в воздухе). К XVII веку знатные семьи Венеции, у которых не было возможности собрать достойное приданое, отправляли дочерей в монастыри. Девушки были хорошо воспитаны и образованны, умели вести беседы о литературе и искусстве, слагать стихи. Разумеется, монастырская жизнь не очень прельщала затворниц. И к началу XVIII века приемные женских монастырей мало-помалу начинают превращаться в подобие светских салонов, где с утра до вечера толпятся знатные молодые люди, влекомые сюда «зовом сердца» или «заботой» о томящихся в уединении душах.
Благочестивые же бедняжки со смиренными вздохами «вынуждены» принимать у себя этих волокит и нахалов.
А в их числе можно было встретить и представителей самых знатных аристократических семей, и персонажей вроде незабвенного дамского угодника Казановы. Когда монахини принимали у себя светских щеголей, их руки непременно были заняты (не для того ли, чтобы лучше скрывать волнение или смущение?). На специальных подушечках они вязали нежные кружева, которые предназначались для украшения церковных алтарей. Постепенно изделия затворниц стали настоящим источником доходов для монастырей. И носили первые вещи из кружева как раз священнослужители, для которых особое значение имело украшение торжественных церемониальных одежд.
 Именно в монастырях кружевоплетение стало настоящим искусством, которое перешагнуло границы Венецианской республики, получило известность во всем цивилизованном мире. Благодаря терпеливости и усердию монастырских затворниц родились сеточка и воздушная петля, венецианская петля и другие техники вязания кружев, которые со временем приобрели новые, главным образом, французские названия.
 Цены на не выходившие из моды кружева взлетели выше всяких разумных пределов. Кружевной воротничок из Венеции мог стоить дороже золотого колье с бриллиантами.
Тут-то и смекнул расчетливый Кольбер, министр финансов Людовика, что куда выгоднее импортировать из Венеции не сам товар, а его производителей, кружевниц. Так множество венецианских искусниц оказались во Франции, где принялись обучать своему ремеслу француженок на специально открытых королевских мануфактурах. А затем и в соседних странах научились делать подобные вещи. Случалось, что ученицы превосходили в своем мастерстве наставниц, но в любом случае слава венецианских кружев, а точнее кружев с острова Бурано, всегда оставалась самой громкой.
 В сущности, кружево представляет собой ажурные, более плотные узоры (растительные или иные орнаменты) на воздушной сетке без тканой основы. Здесь может быть великое множество вариантов с использованием разных по фактуре и цвету нитей. Вначале появился гипюр, в котором элементы шитого или плетеного узора были соединены тонкими связками с характерными для барокко динамичными завитками и крупными цветами с рельефным контуром.
Затем — популярные до сих пор виды тюля: так называемые «блонды» — из золотистого и черного шелка и «шантийи» — из белого и черного крученого шелка.
Технический прогресс не привнес существенных изменений в процесс изготовления кружев, который, как и встарь, основан на ручном труде, применении иглы, крючка или коклюшек.
Конечно, сегодня любые кружевные вещи может изготовить «умный» станок, но именно неукоснительная точность машины и вызванная этим монотонность фактуры делают предмет менее ценным. В самых дорогих образцах мастерицы использовали семь различных видов плетения.
На маленьком Бурано некогда стоял монастырь Санта Мария делле Грацие. Сегодня от него осталась только одна церковь, неподалеку от которой находится здание с красивым кирпичным фасадом. В нем размещаются Школа кружевоплетения и Музей кружев. Там обучают старинному искусству и с особой тщательностью хранят шедевры прошлого, чтобы никогда не разрушилась их хрупкая красота. Среди этих легких, как крылья бабочки, изделий наверняка есть кружевная вещица, которую скромная девушка в одежде послушницы ловко плела под ироничным и страстным взглядом неисправимого Казановы.
 


Автор: Редакция.
Опубликовано: 01.10.2009 11:21 0 2635
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев