Конкуренция в профиль

Опубликовано: 28.03.2011 15:15 0 1947
Всего было опрошено 1 253 компании, зарегистрированные на рекрутинговом интернет-портале hh.ru, в том числе — более 40 компаний из Калужской области. Прокомментировать результаты опроса специально для «Калужского Бизнес-журнала» мы попросили Кирилла Ерохина, руководителя направления продаж HeadHunter в Калуге.
— Только 7% опрошенных рес­пондетов из Калужской области сказали, что у их компании нет конкурентов (в среднем по России цифры аналогичны). А значит, остальные 93% так или иначе выстраивают отношения с конкурентами. И в эти взаимоотношения неизбежно включается каждый сотрудник организации. HeadHunter спросила пользователей, есть ли у них друзья в компаниях-конкурентах. Более трети (34%) респондентов на поставленный вопрос ответили утвердительно. И все же большинство (66%) сотрудников с конкурентами не дружат. И это понятно: если ты работаешь в компании, которая является лидером на рынке, значит, ты занимаешь позицию более опытного, квалифицированного сотрудника (ведь именно такие люди помогают компаниям становиться лидерами). Зачем тогда тебе общаться с менее квалифицированными специалистами? Есть и обратная ситуация: перспективный специалист из более слабой компании может умышленно завести дружбу с сотрудниками более сильного конкурента в надежде со временем сменить место работы.
Конечно, нужно понимать, что на рынке есть различные ниши: в одних работают буквально два-три конкурента, а значит, не избежать открытого противостояния. И почти наверняка к дружбе с конкурентами будут негативно относиться и коллеги, и начальство. Но есть ситуации, когда в конкурентном поле работают десятки компаний (например, рекламных агентств). В этом случае отношения между ними могут установиться менее напряженные, а среди конкурентов у сотрудников вполне могут быть друзья или хорошие знакомые.
Интересное наблюдение: мужчины дружат с конкурентами чаще, чем женщины. Это можно объяснить тем, что слабый пол более категоричен в своих суждениях. А мужчины более демократично выстраивают баланс между дружбой и работой.

 
Дружба дружбой, а работа врозь
Влияет ли на дружбу сотрудников конкуренция между компаниями? Если ты отдаешься своей работе, принимаешь миссию компании, хочешь развиваться и расти вместе с ней, критику в адрес компании ты будешь воспринимать как личную обиду. И это, конечно, будет приводить к спорам, соперничеству, возможно, серьезным ссорам. Большинство респондентов (87%) во избежание подобных ситуаций предпочитают разделять работу и дружбу: не обсуждают рабочие вопросы, хотя могут поделиться информацией о жизни компании в целом (например, о проведении корпоратива). И это нормально! Мы и так минимум восемь часов в день отдаем работе! Стоит ли еще и общение с друзьями превращать в деловые переговоры?
В то же время работодателю не стоит полагаться исключительно на сознательность подчиненных. Во всех крупных компаниях существуют соглашения о неразглашении служебной информации (информации об оборотах компании, зарплатах, специальных акциях, схемах работы с клиентами, базах данных и т. д.). Это дополнительная гарантия, что важные данные не станут темой для разговора с друзьями или знакомыми.
 

Нейтральное отношение
Мы живем в цивилизованном мире, и отношение к конкурентам тоже должно быть цивилизованным. Это подтвердил и опрос HeadHunter: 42% респондентов сказали, что относятся к конкурентам нейтрально, еще 46% — уважительно.
И даже больше — 54% опрошенных сказали, что вполне могли бы пригласить клиентов на день рождения компании или другое важное событие в организации, а 10% ответили, что уже делали это. Только 36% респондентов утверждают, что ни за что бы не пригласили конкурентов на корпоративный праздник. Впрочем, велика вероятность, что в число этих 36% вошли небольшие компании, которые отмечают любые праздники почти по-семейному в узком кругу сотрудников (или просто очень скромно, независимо от размеров коллектива). На такие празднования редко приглашают даже постоянных клиентов и тем более — конкурентов. Если же крупная компания с большим размахом отмечает юбилей, почему бы ей не пригласить конкурентов? Это одновременно и проявление уважения, и демонстрация силы.
 

Знать о жизни конкурентов
Конкурента нужно знать в лицо — это факт! И вовсе не обязательно для этого дружить с сотрудниками компании-конкурента. Сегодня в СМИ достаточно открытой информации о работе компаний: цену акций, годовые показатели, численность сотрудников и многие другие данные можно узнать, не прибегая к «шпионским уловкам».
Какая информация о конкурентах интересует участников опроса в первую очередь? Больше всего (59% ответов) людей интересует, как продвигается бизнес конкурента в целом — с избытком эту информацию можно найти на страницах деловых журналов (например, «Бизнес-журнала»), на бизнес-порталах в сети Интернет, корпоративных сайтах компаний.
42% опрошенных сказали, что их привлекает информация о новых активностях, мероприятиях, событиях (ее тоже можно узнать из новостей и рекламных сообщений). Еще 27% человек интересуются только отдельными персоналиями.
Конечно, есть компании, которым недостаточно открытой информации, и они могут прибегать к более изощренным способам, даже уголовно наказуемым. Мы попросили респондентов привести конкретные примеры. Были случаи, когда сотрудники сближались с линейными руководителями компаний-конкурентов под видом клиентов, чтобы выяснить планы на будущее. Приведу еще один очень яркий пример: ни много ни мало, а сам генеральный директор организации устроился по срочному договору рабочим на конкурирующую фирму, чтобы изучить весь процесс изнутри.
Много информации можно узнать, пригласив сотрудника компании-конкурента на собеседование на привлекательную позицию и зарплату (желая понравиться и показать собственную ценность, он, скорее всего, будет щедро делиться информацией). Также можно приглашать на беседу сотрудников, недавно уволившихся из конкурирующих компаний. Если увольнение было не слишком приятным, информации можно будет узнать более чем достаточно. Поэтому мы не перестаем повторять: расставаться с людьми нужно хорошо, чтобы они хранили ваши тайны и формировали положительный облик компании!


Автор: Сергей Прохоров
Опубликовано: 28.03.2011 15:15 0 1947
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев