Госконтракты через электронные торги

Опубликовано: 21.03.2011 10:27 0 872

Начиная с этого года, поставщики товаров, работ или услуг получили возможность существенно увеличить доход от реализации и расширить клиентскую базу.
Их новыми контрагентами могут стать организации и учреждения, получающие средства из региональных и муниципальных бюджетов. Единственный инструмент, который потребуется для расширения сбыта — специальный сертификат электронной цифровой подписи.

Кто обязан делать закупки через электронные аукционы
В 2010 году правило «почти все контракты на сумму свыше 100 тысяч рублей бюджетные организации заключают посредством электронных аукционов»* распространялось только на получателей средств из федерального бюджета. С нынешнего года данное правило стало обязательным для получателей средств из бюджетов всех уровней (оно содержится в федеральном законе от 21.07.05 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»).
Сказанное выше означает, что теперь любой муниципальный детский сад чтобы купить, скажем, продукты питания на сумму свыше 100 тысяч рублей обязан провести электронные торги (аукцион). Процедура проведения торгов устроена так, что вероятность выигрыша поставщика «с улицы» в честной борьбе (исключающей любые коррупционные схемы) очень велика. Опишем подробнее, что понадобится для участия в торгах и как они проводятся.

Что необходимо поставщику
Главное, что требуется участнику электронных торгов в рамках госзакупок — это специальный сертификат электронной цифровой подписи. Его можно приобрести, в частности, в удостоверяющем центре компании СКБ Контур. Обратите внимание: данный сертификат отличается от сертификата, необходимого для сдачи электронной отчетности. Он одновременно является и электронным «паспортом» физлица, и доверенностью, которую компания выдала данному физлицу на право участвовать в электронных торгах, делать ценовые предложения и заключать госконтракт. (Отметим, что в торгах могут участвовать и предприниматели. В этом случае сертификат выдается на имя самого ИП или его уполномоченного представителя).
Роль удостоверяющего центра заключается в том, чтобы подтвердить подлинность информации о владельце сертификата и его полномочиях. За достоверность этой информации удостоверяющий центр несет финансовую ответственность. Поэтому перед выдачей сертификата сотрудники УЦ тщательно проверяют паспорт физлица, выданную ему доверенность и документы организации, выдавшей доверенность. Поход в удостоверяющий центр за сертификатом — единственное действие, которое будущий участник торгов  совершает в «оффлайне». Все остальное, включая заключение контракта, делается через Интернет.

Как найти нужные торги
Следующий шаг — поиск электронных аукционов, где «бюджетник» собирается приобрести товары (работы, услуги), которые готова поставить компания. С 2011 года законодатель очень серьезно облегчил поставщикам процесс поиска. Если раньше «бюджетники» могли размещать информацию об электронных аукционах на сотнях различных сайтов и в десятках «бумажных» СМИ, то сейчас абсолютно все объявления о проведении аукционов по госконтрактам размещаются в одном месте. Это — портал госзакупок.

«Бюджетник» любого уровня не может провести аукцион и купить товары (работы, услуги) на сумму свыше 100 тысяч рублей, не разместив объявления на этом портале. Объявление размещается не менее чем за 20 дней до проведения аукциона, если сумма контракта превышает 3 млн рублей, и не менее чем за 7 дней, если сумма контракта меньше.
Когда поставщик выберет на портале госзакупок интересующий его заказ, он должен придти на электронную площадку, где непосредственно будет проводиться аукцион (название площадки и гиперссылка на нее обязательно указываются в объявлении о торгах). Аукционы по госзакпукам проводятся всего на 5 площадках (выбор площадки остается за заказчиком). Это   Сбербанк-АСТ, RTS, Электронная торговая площадка «Госзакупки, «Единая электронная торговая площадка»; «Система электронных торгов». Отметим, что сертификат  удостоверяющего центра СКБ Контур позволяет принимать участие в торгах на любой из этих площадок.
Перейдя на площадку, поставщик подписывает заявление на аккредитацию на этой площадке, после аккредитации — заявку на участие в определенных торгах. В ходе аукциона с помощью сертификата ЭЦП поставщик делает ценовые предложения.

Как проходит аукцион
В торгах по конкретному заказу может принять участие любая организация или предприниматель, которые перечислят оператору площадки от 0,5 до 5% (по решению заказчика) от начальной суммы контракта в качестве обеспечения обязательств по заключению контракта в результате торгов. (После выявления победителя и заключения контракта эти деньги возвращаются всем участникам торгов, в том числе и победителю, заключившему контракт). Внеся обеспечение, поставщик направляет оператору электронной торговой площадки заявку, где указывает, как будет выполнять требование заказчика по данной поставке.
Допустим, заказчик пишет в требовании, что хочет приобрести иностранный внедорожник  определенной марки или его эквивалент. Десять поставщиков присылают свои заявки. На данном этапе заказчик не видит, от кого именно поступила заявка, он может прочесть только содержательную часть. Предположим, что 9 поставщиков пообещали продать иностранный внедорожник указанной марки, а десятый написал, что хочет продать отечественный полноприводный автомобиль в качестве эквивалента. Заказчик видит, что данная заявка не соответствует его требованиям, и отклоняет эту заявку. Остальные участники допускаются до участия в торгах.
В назначенное время они встречаются на площадке и участвуют в аукционе, делая ценовые предложения. Как только с момента последней ставки проходит 10 минут, аукцион прекращается. Только после этого заказчик может узнать, кто участвовал в аукционе и просмотреть информацию о поставщиках. При этом проверяется только соответствие поставщиков требованиям, которые необходимы для выполнения заказа. То есть, скажем, в случае со строительными  работами или аудиторскими услугами заказчик проверяет, является ли поставщик членом саморегулируемой организации. Предложения организаций, которые не имеют необходимых документов, отклоняются.
После этой проверки составляется список из 5 поставщиков, которые предложили наиболее низкую цену. Заказчик вписывает в госконтракт реквизиты победителя и направляет ему этот документ. Если победитель по каким-то причинам отказывается от заключения контракта, его вносят в реестр недобросовестных поставщиков, а госконтракт направляется поставщику, занявшему 2-е место (если откажется и он, то контракт направят «бронзовому призеру» и так далее). После заключения контракта победитель аукциона платит оператору площадки комиссию в размере 3 тысяч рублей.
При этом поставщик, который сочтет, что аукцион был проведен с нарушениями, может обратиться в региональное отделение Федеральной антимонопольной службы, и до окончания разбирательства контракт не будет считаться заключенным. Причиной обращения в ФАС может послужить, скажем, отклонение заявки поставщика из-за отсутствия лицензии, в то время как лицензия была представлена.

Подробнее узнать про электронные торги вы можете у представителя СКБ Контур в Калужской области ООО «Центр сопровождения бизнеса» по телефонам (4842) 79-59-57, 79-59-58.
*Федеральный закон от 21.07.05 № 94-ФЗ содержит перечень номенклатуры товаров, которые закупаются посредством электронных торгов, если сумма контракта превышает 100 тысяч рублей. По оценкам специалистов, в настоящее время на практике объем госзакупок, которые необходимо осуществлять посредством электронных торгов, доходит до 80%.


Автор: Сергей ПЕТРОВ.
Опубликовано: 21.03.2011 10:27 0 872
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми Ctrl+Enter

Какое впечатление произвела на вас эта новость? Нажмите на кнопку ниже и передайте ей свое настроение!

 
 
 
 
загрузка комментариев