07.11.2007 13:36
Автор: Владимир
По улицам Калуги ходили поезда

Опоры калужского железнодорожного мостаВ редакцию «Перекрестка» позвонил наш читатель Евгений Сидоров:
— Я интересуюсь историей и хотел бы узнать про Воронежский мост. Я знаю, что между улицами Московская и Ленина, за школой №19, стоят две арки. Так вот раньше это был железнодорожный мост! У меня в доме рядом с этими арками друг жил. И мы забирались на крышу и видели, что наверху этих арок рельсы лежат. Говорят, этот мост был построен 250 лет назад. Хотелось бы узнать о нем поподробнее.


Два вокзала
Раньше в Калуге стояло рядом 2 вокзала. Это получилось из-за того, что в городе было две железные дороги. Первая, казенная Сызрано-Вяземская железная дорога (первоначально Ряжско-Вяземская), была построена в 1874 году. Она соединила Калугу с Тулой и Вязьмой.
В этом же году строится  небольшой Сызрано-Вяземский вокзал. Сейчас он находится на станции Калуга I,  за  железнодорожными путями, его здание сохранилось, однако оно частично перестроено под завод.   
Неудобно сложившееся для губернии железнодорожное сообщение приводит к ходатайствам о скорейшем проведении через Калугу Московско-Киево-Воронежской железной дороги (Брянской линии), движение по которой открыли летом 1899 года. Это была частная железная дорога. И вокзал, который сохранился до наших дней (Калуга I), относился как раз к Московско-Киево-Воронежской железной дороге, он был построен в 1901 году.

Рабочие жили в «особняках»
От вокзала шла Ямская улица (ныне улица Ленина). Она доходила до моста через Оку. Ямской улица была названа потому, что жили в районе вокзала в основном ямщики.
Рядом с вокзалом построили железнодорожное училище, позже здесь находилась станция юных техников. В училище преподавало 17 педагогов. Учащихся насчитывалось 500 человек.
На правой стороне улицы, возле вокзала, находился Казенный винный склад. В 1895 году началось строительство винзавода. Здесь работало 50 служащих и 180 рабочих. Часть вина отправляли в соседнюю губернию. В 1910 году склад произвел 560 тыс. ведер вина.
Возле склада стояли маленькие «особнячки» — дома конца XVIII – начала XIX века, в которых жили железнодорожные рабочие. В 50-х годах XX века эти домики снесли и построили много-этажки.

Мост через город
К городу поезда Московско-Киево-Воронежской железной дороги подъезжали по Брянскому мосту, от которого ныне остались только опоры между улицами Московская и Ленина, недалеко от сквера Комсомола. Это был висячий железнодорожный мост, опирающийся на четыре столба. Мост был сооружен тремя пролетами. Под центральным пролетом ездили экипажи, под боковыми ходили прохожие. В нескольких шагах от моста наперерез улицы шла железнодорожная ветка, проведенная от вокзала на берег Оки, где тогда находились лесопильные заводы. Движение по этой ветке было редкое, не чаще одного раза в сутки, а то и раз в несколько дней. Мост был разобран в 60-е годы XX века. 

На опорах Брянского моста сегодня стоят пушки

На опорах Брянского моста сегодня стоят пушки

Опоры еще одного моста можно наблюдать по сей день

Опоры еще одного моста можно наблюдать по сей день

Комментарий калужского архитектора, краеведа Ивана Дмитриевича БЕЛОВА:
— Это был путепровод, который шел до рощи. Дело в том, что в Калуге, на улице Ленина, два вокзала находились рядом. Поезда приходили и на один вокзал, и на второй. Поэтому и построили мост, чтобы развести поезда. Да, когда-то по Калуге ходил паровоз! Город пересекали железнодорожные линии. И это, кстати, было очень неудобно.
Мост построили где-то в 1900 году, когда появилась Московско-Киево-Воронежская железная дорога, а разобрали, когда пустили первый троллейбус. Там были четыре массивные опоры (фермы), так вот на две опоры потом поставили пушки, а еще две так и остались стоять. Разобрать их было сложно, нужно эти опоры взрывать.

Фотофакт
На днях, во время прокладки трубопровода на ул. Баумана, строители наткнулись на старую мостовую. Сначала шел асфальт, под ним 30-сантиметровый слой песка, а потом булыжники. Камни вытащили и сложили прямо на улице. Вот такими булыжниками наши предки укладывали улицы. 

Дорогие читатели! Если у вас сохранились фотографии старой Калуги, необычные  вещи, вы знаете историю жизни своих калужских прадедушек и прабабушек, звоните нам в редакцию по тел. 79-04-54.
Пишите по адресу: г. Калуга, ул. Комарова, 36, «Калужский перекресток». E-mail: st@kp.kaluga.ru

Татьяна СВЕТЛОВА.

« назад

сообщить об опечатке |
Уважаемые читатели! Заметили очепятку или неточность? Напишите об этом! Мы постараемся исправиться как можно скорее!

  
Оценить новость:
оценили: 0 чел
—версия для печати
 
КОММЕНТАРИИ — 2
07-11-2007 16:49, написал Читатель
Вот бы посомтреть на фотографии тех лет,когда мост еще был на месте..Любопытно
Согласен
Не согласен
Воздержусь
Цитировать выделенное
07-11-2007 19:15, написал TanDem
Вот бы прогуляться по старой Калуге, это тоже очень любопытно.
Согласен
Не согласен
Воздержусь
Цитировать выделенное

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ:
Все поля обязательны для заполнения.

Уважаемый читатель, ваше сообщение будет добавлено после просмотра модератором
Логин:
Пароль:
Ваше сообщение (0 символов из 3000)
Проверить орфографию
*Что написано?


KalugaWeb Top20